Apropos | Клуб "Литературные забавы" | История в деталях | Мы путешествуем | Другое
АвторСообщение
Marusia





Сообщение: 2342
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.09.09 23:04. Заголовок: Одесская мозаика


Есть город, который я вижу во сне,
О, если б вы знали, как дорог
У Чёрного моря явившийся мне,
В цветущих акациях город...


«Sometimes I’m up... sometimes I’m down...»
Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 125 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]


Хелга
девушка с клюшкой




Сообщение: 15630
Настроение: собака на сене...
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.09.09 20:04. Заголовок: Marusia пишет: В та..


Marusia пишет:

 цитата:
В таком виде оно простояло недолго, и вскорости то, что превышало плановую этажность (2 этажа), было демонтировано и осталось 6 этажей (+ мансарда).


Неужели так сделали? Не верится даже!

В общем, устроилась в том дворике, что на месте Мариинского, и не хочу оттуда выходить....

Спасибо: 0 
Профиль
Леона
теплолюбивая,
но морозоустойчивая




Сообщение: 3466
Настроение: Бабье лето, неужели ты и к нам заглянуло?
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.09.09 20:55. Заголовок: Надо же, Мариинский ..


Надо же, Мариинский театр, оказывается, не только питерская достопримечательность. Только ваш Мариинский был гораздо демократичнее, чем наш.
Я, пожалуй, к Хелге присоединюсь, уж больно мне этот дворик понравился!

Шанс есть всегда. Даже когда его нет. Спасибо: 0 
Профиль
Marusia





Сообщение: 2397
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.09.09 22:23. Заголовок: Дамы http://jpe.ru/g..


Дамы Мне самой этот двойной дворик безумно понравился. Я когда была там в субботу утром ( до 9 утра - школа работала за 2-е праздничное сентября, было всего три урока, и чтобы не возвращаться домой, походила по центру, пофотографировала, благо периодически выходило солнышко), во втором дворике столкнулась с супружеской парой, живущей в квартире второго этажа с наружной металлической лестничкой. Так молодой муж мне поведал, что с фотоаппаратами к ним наведываются регулярно, и все радостно замечают: "какой зеленый двор"!
Двойные дворы в центре - не редкость, но они или проходные, или если второй дворик - тупиковый, то он, либо очень маленький (туда просто выходят окна из кухонь, коридоров), либо выполняет определенные служебные функции (в нашем дворничка держала трудовые принадлежности и находилось ... общественно-полезное заведение). А так чтобы и второй двор был зеленый - большая редкость. Правда, еще парочку я знаю.
О Мариинском театре сама раньше была в неведении.
Я больше посещала соседний номер 12, и то в детстве. [взломанный сайт]


«Sometimes I’m up... sometimes I’m down...»
Спасибо: 0 
Профиль
Marusia





Сообщение: 2398
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.09 00:17. Заголовок: Дом №12, бывшая гост..


Дом №12, бывшая гостиница «Северная». Построена в 1870 году. О дате постройки можно судить по надворотной решетке, на которой виден год ее установки.


А до этого, на этом месте стоял собственный дом Курисов.
Иван Онуфриевич Курис - начальник канцелярии Суворова, а потом правитель по секретной части при главнокомандующем, этнический грек, родом из Нежина. За Причерноморскую кампанию подполковник Курис был пожалован высшей наградой Российской империи - Георгиевским крестом. Статус кавалера Георгиевского креста означал потомственное дворянство. Тогда же подполковнику были пожалованы земли по правую сторону реки Тилигул «в новоприобретенной от Порты Оттаманской области» (из Открытого листа от губернатора Екатеринослава В.В. Каховского).
А в 1828 году купил Иван Курис (к тому времени генерал) дачу, или, как тогда называли – хутор. Дача Курисов находилась как раз вслед за дачей Ланжерона, и границы ее простирались от нынешнего Купального переулка до переулка лейтенанта Азарова по линии улицы Белинского. Весьма заманчивые земли для нынешнего инвестора в ту пору подвергались непрерывным оползням и, когда сполз в море дачный дом Курисов, дети генерала продали хутор Одесскому градоначальству.
Дом Курисов в Театральном переулке, скорее всего, был продан уже его внуком - Иваном Ираклиевичем Курисом, предводителем дворянства Херсонской губернии, искусствоведом, почетным членом Одесского археологического общества. Читать о Курисах здесь.
На этом месте в 1870 году и возвели новое здание для гостиницы "Северная".



В «Путеводителе по Одессе Г. Москвича» за 1909 год о гостиницах читаем: «″Северная″ в Театральном переулке и в полуквартале от Николаевского бульвара. Свыше 60 номеров, ценой от 1 руб.50 коп. и дороже. Ресторан с кафе-шантаном. Имеется садик с открытой сценой, где летом даются кафе-шантанные представления». Владел гостиницей "Северная" А.С. Ящук.

В гостинице «Северная» останавливались П.И. Чайковский, А.П. Чехов. Об этом свидетельствуют мемориальные доски, установленные на здании.


 цитата:
Газета "Одесские новости", печатавшая списки лиц, остановившихся в городских гостиницах, сообщила, что 4 июля 1889 года в "Северную гостиницу" приехали "Чехов И.П., доктор из Москвы и Чехов А.П., учитель оттуда же". Профессии братьев были перепутаны. Имена Чеховых шли в одном ряду с другими, ничем не примечательными гостями Одессы. Писатель был уже достаточно известен, но все-таки не настолько, чтобы его приватный приезд был как-то специально отмечен в прессе.

Еще до отъезда в Одессу Чехов говорил, что его влечет туда "неведомая сила", называл себя "одесским гастролером", иронизировал над своим желанием побыть рядом с актерами, теснее сблизиться с ними. Так и получилось. С утра до вечера он находился в их компании, вместе с ними купался, катался на яхте, обедал, пил чай, ходил по винным погребкам и на спектакли, а потом участвовал в оживленных ночных застольях. И так каждый день. Московские актеры и актрисы были очарованы молодым, но уже знаменитым литератором. Мало того, что он цементировал их компанию, оживляя ее, вносил дух веселья и дружелюбия, — он еще и выполнял функции врача: выстукивал, выслушивал, давал советы и прописывал лекарства. Все стремились заполучить его, искали его общества, наперебой приглашали к себе в номер — поговорить за бутылкой красного вина, услышать его мнение о спектакле. После пребывания в Одессе, по пути в Ялту на пароходе "Ольга", Чехов подробно и с удовольствием описывал брату свое одесское житье.

"Без тебя жил я почти так же, как и при тебе. Вставал в 8-9 часов и шел с Правдиным купаться. В купальне мне чистили башмаки, которые у меня, кстати сказать, новые. Душ, струя... Потом кофе в буфете, что на берегу около каменной лестницы. В 12 ч. брал я Панову и вместе с ней шел к Замбрини есть мороженое (60 коп.), шлялся с нею к модисткам, в магазины за кружевами и проч. Жара, конечно, несосветимая. В 2 ехал к Сергеенко, потом к Ольге Ивановне борща и соуса ради. В 5 у Каратыгиной чай, который всегда проходил особенно шумно и весело; в 8, кончив пить чай, шли в театр. Кулисы. Лечение кашляющих актрис и составление планов на завтрашний день. Встревоженная Лика (Ленская. — Ан. А.), боящаяся расходов; Панова, ищущая своими черными глазами тех, кто ей нужен, Гамлет-Сашечка (Ленский. — Ан. А.), тоскующий и изрыгающий громы; толстый Греков, всегда спящий и вечно жалующийся на утомление; его жена — дохленькая барыня, умоляющая, чтобы я не ехал из Одессы; хорошенькая горничная Анюта в красной кофточке, отворяющая нам дверь, и т. д. и т. д. После спектакля рюмка водки внизу в буфете и потом вино в погребке — это в ожидании, когда актрисы сойдутся у Каратыгиной пить чай. Пьем опять чай, пьем долго, часов до двух, и мелем языками всякую чертовщину. В 2 провожаю Панову до ее номера и иду к себе, где застаю Грекова. С ним пью вино и толкую о Донской области (он казак) и о сцене. Этак до рассвета. Затем шарманка снова заводилась, и начиналась вчерашняя музыка" [П. З. 230].
Анатолий Альтшулер. С актерами Малого театра в Одессе. отсюда



В гостинице проживали композитор Н. Лысенко, Ю.К. Олеша. В этой гостинице жил и 3 января 1871 года на 47 году жизни скончался от воспаления легких великий российский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
В 1918 году гостиница «Северная» во время австро-немецкой оккупации города использовалась как тюрьма.
В настоящее время это обычный жилой дом.


«Sometimes I’m up... sometimes I’m down...»
Спасибо: 0 
Профиль
Marusia





Сообщение: 2399
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.09 00:29. Заголовок: В 1912 году архитект..


В 1912 году архитектором Ю.М. Дмитренко было построено внутридомовое здание театра-варьете при гостинице «Северная» (здание является памятником архитектуры). После революции - здесь театр стрелковой дивизии, потом - театр Политсекретариата, где танцевала Айседора Дункан, клуб имени товарища Рыкова, где в 1924 году выступал В.В. Маяковский. В 1931 году в этом здании открылся Театр Юного Зрителя (ТЮЗ), который работал здесь до переезда на Греческую улицу в 1983 году (в старое здание театра оперетты).
При театре работала студия. В Одесском ТЮЗе начинали работать Николай Губенко ( бывший министр культуры СССР, гл. режиссер "Содружества актеров Таганки"), Иосиф Райхельгауз (гл. режиссер театра "Школа современной пьесы", Владимир Туманов (с 1980 по 1986 год был главным режисером Одесского ТЮЗа).



В настоящее время в этом здании разместился фитнес-центр "Формула". Слева от него во дворе - небольшой дворик.



По сути, это был комплекс: гостиница "Северная" в доме №12 и одноименный театр-варьете во дворе. Репертуар варьете был изысканным, кухня отменная, а о посетителях и говорить нечего: Сергей Уточкин - слава и легенда Одессы, приятельствовавший с ним А.И.Куприн, золотоволосый король поэтов К.Бальмонт, студент Аминад Шполянский, известный потом всей читающей России и эмиграции под псевдонимом Дон Аминадо, бонвиван, красавец, умница Саша Джибелли, заслуживающий отдельного рассказа...
А в 1924 году, когда здесь уже был заурядный театр, предшественник ТЮЗа, последней знаменитостью выступил В.Маяковский. Театр-варьете галереей соединялся с гостиницей, стены которой слышали и легкие шаги А.П.Чехова, и фортепьянные аккорды, только что родившиеся под пальцами П.И.Чайковского, чье имя теперь носит переулок...


«Sometimes I’m up... sometimes I’m down...»
Спасибо: 0 
Профиль
Tatiana
человек настроения




Сообщение: 6832
Настроение: В ожидании.
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.09 08:43. Заголовок: Marusia http://jpe...


Marusia
А меня впечатлили балконы. Почему-то возникла ассоциация с дамами начала прошлого века, прогуливающимися вдоль домов с зонтиками от солнца.

------------------------------

Свобода начинается с иронии.

© Виктор Гюго
Спасибо: 0 
Профиль
Wega
упёртый завсегдатай




Сообщение: 1733
Настроение: Искания...Искания...
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.09 09:35. Заголовок: Хелга ! http://jpe...



Хелга !

А я жду, когда можно будет посидеть у моря, послушать, как прибой камешки перебрасывает,
подышать морским воздухом и послушать чаек.
Знаю, что для тебя крик чаек - не экзотика!

Marusia

Убеждена, что такое удовольствие ты нам тоже припасла!

Пускай капризен успех,
он выбирает из тех, кто может первый посмеяться над собой!
Спасибо: 0 
Профиль
Marusia





Сообщение: 2404
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.09 19:26. Заголовок: Tatiana http://jpe...


Tatiana
Вот тебе дом на углу Греческой и Екатерининской с самым длинным балконом


Wega Вам хочется чаек? - Их есть у меня!



«Sometimes I’m up... sometimes I’m down...»
Спасибо: 0 
Профиль
Marusia





Сообщение: 2405
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.09 20:13. Заголовок: Переулок Чайковского..


Переулок Чайковского (продолжение) [взломанный сайт]
Театр-варьете галереей соединялся с гостиницей, стены которой слышали и легкие шаги А.П.Чехова, и фортепьянные аккорды, только что родившиеся под пальцами П.И.Чайковского, чье имя теперь носит переулок...

А лет через сорок музыка в набиравшем виртуозность исполнении все чаще звучала из окон дома №4, где поселили вундеркинда с Молдаванки Эмиля Гилельса, будущего Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР, прочая и прочая...



Нынешний дом №4 был построен в 1904 году архитектором Л. М. Черниговым и принадлежал Б. Магнеру.

Гилельс прожил в этом доме всего четыре года, да и то последних два - наездами из Москвы, до 1937 года, пока окончательно не переехал в столицу работать ассистентом у Нейгауза.

Эмиль Григорьевич Гилельс родился 19 октября 1916 года в Одессе в семье скромного конторского служащего. Родители Эмиля не были музыкантами, но дома стояло фортепиано, и это обстоятельство, как нередко случается, сыграло не последнюю роль в судьбе судьбе будущего артиста. Его первым педагогом был одесский преподаватель музыки Яков Исаакович Ткач, в свое время учившийся в Париже у знаменитого Рауля Пюньо (учителем же Р. Пюньо был Ж. Матиас - ученик Шопена). По словам Ткача, пианистическое развитие Гилельса шло молниеносно: "Миля Гилельс является по своим редким способностям выдающимся ребенком. Природа одарила его замечательными руками и редким слухом, что свойственно тем, которые родились исключительно для фортепианной игры".

В восемь лет Ткач принял Гилельса в свой класс в Одесском музыкальном техникуме, а в тринадцать лет тот дал первый самостоятельный концерт. В 1930 году Гилельс поступил в Одесскую консерваторию в класс Берты Михайловны Рейнгбальд, которая позже напишет о своем ученике: «...Он замечательно улавливал форму и стиль исполняемого произведения... К произведениям лирического характера он не питал интереса; проходя их в классе, мы избегали играть их в концертах. Я стремилась сохранить его индивидуальность, не навязывая ему ничего чуждого, ожидая, что со временем все придет естественным путем, и великие романтики Шуман и Шопен найдут в Гилельсе прекрасного интерпретатора, как это и получилось в действительности».

В 1931 году, после второго Всеукраинского конкурса пианистов, Гилельс получил персональную стипендию от правительства УССР. Он не мог стать лауреатом, ибо еще не достиг положенного возраста, и играл вне конкурса.

В этом же 1931 году его слушал приехавший на гастроли в Одессу Артур Рубинштейн, впоследствии не раз вспоминавший свою первую встречу с Гилельсом: "Я не нахожу слов, чтобы описать, как он играл. Скажу одно: если он когда-либо приедет в Соединенные Штаты, мне тут нечего будет делать."

А вскоре к нему пришла настоящая слава. В 1933 году Гилельс принимает участие в Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. Успех в Москве оказался полной неожиданностью для него самого и его наставницы. Один из биографов пианиста, возвращаясь к далеким дням конкурсного дебюта Гилельса, рисует следующую картину:

«Появление на эстраде хмурого юноши прошло незамеченным. Он деловито подошел к роялю, поднял руки, помедлил и, упрямо сжав губы, заиграл. В зале насторожились. Стало так тихо, что, казалось, люди застыли в неподвижности. Взгляды устремились на эстраду. А оттуда шел могучий ток, захватывая слушателей и заставляя их подчиняться исполнителю. Напряжение нарастало. Устоять перед этой силой было невозможно, и после финальных звуков «Свадьбы Фигаро» все ринулись к эстраде. Правила были нарушены. Аплодировали слушатели. Аплодировало жюри. Незнакомые люди делились друг с другом своим восторгом. У многих на глазах показались слезы радости. И только один человек стоял невозмутимо и спокойно, хотя все волновало его, — это был сам исполнитель».
Больше о Э.Гилельсе здесь

«Sometimes I’m up... sometimes I’m down...»
Спасибо: 0 
Профиль
Хелга
девушка с клюшкой




Сообщение: 15648
Настроение: собака на сене...
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.09 20:46. Заголовок: Marusia пишет: По с..


Marusia пишет:

 цитата:
По сути, это был комплекс: гостиница "Северная" в доме №12 и одноименный театр-варьете во дворе.



Место какое историческое, каждый камень был свидетелем и так далее. .. Сейчас уже театра нет, так понимаю...

Marusia пишет:

 цитата:
дом на углу Греческой и Екатерининской с самым длинным балконом


Какой дом, кажется воздушным, как кружево...

Wega пишет:

 цитата:
А я жду, когда можно будет посидеть у моря, послушать, как прибой камешки перебрасывает,
подышать морским воздухом и послушать чаек.


Есть планы?




Спасибо: 0 
Профиль
Wega
упёртый завсегдатай




Сообщение: 1737
Настроение: Искания...Искания...
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.09 22:50. Заголовок: Marusia ! http://jp..



Marusia !

Какое шикарное здание!

И балкон, и карнизы действительно словно кружевные!
Плохо то, что много там хозяев: вот и уродуют фасад разными оконными рамами.
Известно, у семи нянек.... Или много различных арендаторов...

Порадовалась за Чехова!

Хорошо время проводил.
Особенно понравился чай с 5 до 8 часов. Классно!
И вообще все твои истории преинтересные. Одно слово - Одесса!

Хелга пишет:

 цитата:
Есть планы?



Надежда есть, что Marusia подыщет уютную лавочку на Приморском бульваре,
непременно с видом на море, чайки уже есть, а камешки я домыслю!


Пускай капризен успех,
он выбирает из тех, кто может первый посмеяться над собой!
Спасибо: 0 
Профиль
Леона
теплолюбивая,
но морозоустойчивая




Сообщение: 3475
Настроение: Бабье лето, ну почему же ты так быстро нас покинуло?
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.09 23:26. Заголовок: Marusia http://jpe...


Marusia очень понравился дом с балконом, а море с чайками - это просто нет слов!



Шанс есть всегда. Даже когда его нет. Спасибо: 0 
Профиль
Marusia





Сообщение: 2406
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.09 23:53. Заголовок: Девушки! http://jpe...


Девушки!
Есть надежда, что мы сегодня дойдем до конца переулка и выйдем на Екатерининскую - сначала улицу, а потом и площадь

***



Четная сторона переулка открывается домом, который имеет нумерацию №2 по переулку Чайковского и №15 по Приморскому бульвару. Это самый старый дом в переулке. Был построен в 1828 году архитектором И.К. Риглером совместно с Ф.К. Боффо, позднее перестраивался архитектором Ф.О. Моранди. Известен как дом негоцианта Фуко (или Фука, затем — таможенника Деллавоса, после - почетного гражданина Я. Гари,...).
В 80-90-е годы прошедшего века здесь размещалось облстатуправление. Дом очень сильно трещал и буквально заваливался местами. Дабы не портить настроение мирным гражданам, его прикрыли полотнищем. Чтобы там велись какие-то работы по реставрации - так нет.

Нынешний дом №6 в начале прошлого века принадлежал сахарному магнату Бродскому, затем им владел князь Гагарин, позже княгиня Андросова.



На месте дома №4, где жил Гилельс, и соседнего с ним №6 были встарь дома банкира Игнация Ефрусси, сердечно откликавшегося, как написал о нем А.М. де Рибас (внук И. де Рибаса) в книге "Старая Одесса", на все добрые дела. Одним из них стало создание шестиклассного училища "Ефрусси" на Старопортофранковской, 94, за что учредитель был жалован званием потомственного почетного гражданина Одессы, переходившим ко всем его потомкам по мужской линии, где бы они не жили.

Последним был Виктор Ефрусси, человек удивительной судьбы: переводчик у генерала Эйзенхауэра во время высадки союзников в Нормандии, он участвовал затем в войне на Дальнем Востоке, остался и основал крупную фирму в Японии, два года назад умер и погребен в... буддийском храме. На траурной церемонии было отмечено, что покойный имел честь состоять почетным гражданином Одессы...

Потомки же Ефрусси по женской линии продолжают здравствовать за рубежом. Один из них, журналист Томас де Ваал, недавно побывал в Одессе, и Театральный переулок одарил его "встречей" с предком, фигура которого в семейных преданиях уже утратила четкие очертания. Потому и интересно ему было узнать, что, помимо прочих титулов да должностей, состоял Игнаций Ефрусси норвежским и шведским консулом в Одессе. И ничего в этом необычного не было, так как, сообразно положению портового города, в Одессе насчитывалось тогда, в конце 1860-х годов, двадцать пять консульств иностранных держав, от крохотной Саксонии до Американских Соединенных Штатов, как их именовали в те годы. Консулом Испании был Дон Хуан де-Диос-Рохес, и... услужливое воображение рисует романтичный облик героя Байрона, Блока, Леси Украинки, Мольера, Пушкина...


«Sometimes I’m up... sometimes I’m down...»
Спасибо: 0 
Профиль
Marusia





Сообщение: 2407
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.09 23:54. Заголовок: А одесский Дон Жуан ..


А одесский Дон Жуан был, скорее всего, респектабельным господином, ничего общего не имел со своим средневековым тезкой и жительствовал в Театральном переулке, 8.



Принадлежал сей дом и сооружен был архитектором Францем Боффо, коему Одесса обязана Воронцовским дворцом, лестницей на Приморском бульваре да множеством зданий, к примеру, в Театральном переулке, 2, построенном в 1832 году. Впрочем, его, скорее, следует считать плодом пусть разнесенного во времени, но коллективного творчества, потому что спустя четырнадцать лет здание достроил Ф.И.Моранди.
И его, городского архитектора, академика, нужно числить за славным племенем жителей Театрального переулка, поелику квартировал он тут в доме, что был на месте нынешнего №10.





Нынешний дом под №10 построен архитектором Черниговым Л.М. в 1905 году, известен как доходный дом Бекеля. Фасад дома украшен скульптурными группами, как и дом №4. В настоящее время дом пуст и потихоньку расползается. А вот дворик вполне обитаем.

«Sometimes I’m up... sometimes I’m down...»
Спасибо: 0 
Профиль
Marusia





Сообщение: 2408
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.09 23:56. Заголовок: Дом №16. Доходный до..


Дом №16. Доходный дом Пориби, построен в 1893-1894 годах, архитектор – Шейнс А.Е.
В этом доме была открыта одна из первых фотографий города.


На стене этого здания висит мемориальная доска: «В этом доме жили известные артисты цирка – братья Ширман». Братья Роман, Александр и Михаил вместе проработали на арене цирка клоунами 36 лет, с 1938 по 1974 год.

Они дружили с Марией Мироновой и Александром Менакером, Юрием Никулиным, Анатолием Папановым, Николаем Черкасовым. Из воспоминаний Юрия Никулина: «Они были подлинными кумирами манежа. А уж Одесса души не чаяла в своих земляках. В их творческой судьбе был период, когда они семь лет подряд выступали в этом городе, а успех буквально на каждом выступлении был неизменным. Случай, можно сказать, уникальный».

Дом №18. Расположен на углу улицы Екатерининской. Принадлежал Бонифаци. Построен в 1906 году архитектором Э.Я. Меснером.


Привлекают внимание скульптурные группы по фасаду здания.



В настоящее время это жилой дом, на 1-м этаже со стороны переулка – кафе «Хали-Гали».



Из менее именитых, но более близких по времени жителей дома №10 хочется помянуть добрым словом милейшего Юзефа Басова, старого музыканта, служившего еще тапером в немом кино, знатока музыкальной и театральной Одессы давних лет.
Именно он обратил когда-то мое внимание на заурядный подвал дома №18 на углу Екатерининской.

Осенью 1921 года тут возник театрик "Крот" ("Кружок Оригинального Театра"), куда пришли Рина Зеленая, Вера Инбер, будущий автор оперетт В.Типот, Д.Л.Кара-Дмитриев, который через много лет скажет мне о "Кроте": "Не знаю, было ли это хорошо, но весело и молодо..."
Здесь устраивали вечера юмора, инсценировали по обыкновению того времени стихи, например, "Лулу и господин во фраке" В.Инбер, и песенки типа "На верху живет сапожник, на низу живет портной" автора всеизвестной "Свадьбы Шнеерсона" М.Ямпольского...
Потом укатила в Москву В.Инбер, потянулись другие, "Крот" переименовали во 2-й Малый Гостеатр - что за "Крот" в эпоху безусловного пролетарского искусства! - а летом 1922 года тихо закрыли. И только в повести В.Инбер "Место под солнцем" под именем "Созэп" остался "Крот" - четвертый театр в истории Театрального переулка...

Четвертый театр... Четырежды театральный... Признаюсь, был соблазн так и назвать эту статью. Но тот, коему принадлежит пресловутый внутренний голос, монотонно и, казалось, бесстрастно бормотал: "Четырежды театральный, трижды судимый, дважды Краснознаменный ..."
Соблазн пришлось отложить...

Ростислав АЛЕКСАНДРОВ




«Sometimes I’m up... sometimes I’m down...»
Спасибо: 0 
Профиль
Marusia





Сообщение: 2410
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.09.09 08:28. Заголовок: В прогулке по переул..


В прогулке по переулку Чайковского (Театральному) были использованы материалы:
1) Александров Р. Колдовство встреч, или прогулка по Театральному переулку // http://www.paco.net/odessa/media/odessa/5/18.htm
2) Чайковского переулок // Сайт Ю.Парамонова «Об Одессе с любовью» / http://obodesse.at.ua/publ/1-1-0-48
3) Фотографии по Чайковскому переулку // Веб-альбомы Picasa - общедоступная галерея Юрий /http://picasaweb.google.ru/vonomarap/rBPpvJ?feat=embedwebsite#
4) Старая Одесса (фотоальбом) - WWW.Odessa.UA - Официальный сайт города Одесса
5) Переулок Чайковского - Где идём?! // http://atv.odessa.ua/programs/4/pereulok_7413.html
Здесь можно посмотреть видеоролик программы atv.odessa с записью передачи «Где идём», посвященной переулку Чайковского.


«Sometimes I’m up... sometimes I’m down...»
Спасибо: 0 
Профиль
Tatiana
человек настроения




Сообщение: 6841
Настроение: Переоделась в осень
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.09.09 08:49. Заголовок: Marusia http://jpe...


Marusia пишет:

 цитата:
Вот тебе дом на углу Греческой и Екатерининской с самым длинным балконом

Н-да... Не чета моим полу-полутора квадратным метрам.

------------------------------

Свобода начинается с иронии.

© Виктор Гюго
Спасибо: 0 
Профиль
Marusia





Сообщение: 2437
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.09 10:40. Заголовок: Еще немного о "К..


Еще немного о "КРОТе" и о Рине Зелёной.

Из "Разрозненных страниц" Рины Зелёной:

Фамилия
Очень нужно записать вот что: люди часто интересуются моей фамилией. Одни спрашивали, почему я выбрала такой псевдоним, а другие уверяли меня, что я родилась в Одессе и что я дочь одесского градоначальника Зеленого, поэтому у меня такая фамилия. Мне приходилось отказываться от такого родства не только потому, что одесский градоначальник в свое время был предметом насмешек для знаменитого клоуна А. Дурова, но просто потому, что у меня был свой отец, хотя и не генерал.

Отец рассказывал мне..., что в годы революции его вызвали куда-то, чтобы уточнить обстоятельства его деятельности как градоначальника Одессы и узнать, почему он не указывает этого факта в анкетах. Отец сообщил, что никогда не бывал в Одессе до революции, и ему не привелось быть градоначальником.
— Как вы можете это доказать?— спросили его.
— Может быть, доказательством служит то, — ответил, подумав, отец, — что одесский градоначальник Зеленый давно умер, а я чувствую себя прекрасно.
И его отпустили.

Так что фамилия у меня своя собственная. А вот имя — Рина, которое ни в ком не вызывает сомнений, оно не настоящее, оно уменьшительное и является половинкой моего полного имени Екатерина. Когда писали первую афишу, на ней мое длинное имя не поместилось, только — Рина. И почему-то это сразу оказалось коротко и удобно. И так и осталось. А маленькие дети очень часто считали и считают, что это одно целое слово: РИНАЗЕЛЕНАЯ. Так и пишут каракулями в своих письмах. И я себя тоже так рассматриваю.

Когда начиналась наша театральная жизнь, на афишах писали имя, отчество и фамилию. У меня получились имя и фамилия. Потом это стало модой — писать именно так. Теперь опять пишут более солидно, с отчеством.

«Sometimes I’m up... sometimes I’m down...»
Спасибо: 0 
Профиль
Marusia





Сообщение: 2438
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.09 10:42. Заголовок: Театр "Крот"..


Театр "Крот"

Одна тетка сказала мне, что здесь, в Одессе, существует группа людей, увлеченных театром, — любителей. Собственно говоря, это была не тетка, а певица. Она жила рядом с нами, играла на рояле и пела, довольно громко. Нас приютила ее родственница, и мы жили втроем: я, мама и сестра — в почти пустой комнате с голыми окнами. Но был стол, и на чем-то мы спали. В городе не было воды, возили воду из порта в бочках и продавали. Стояла необычная для юга холодная весна, как на севере.

Давно я стала главой семьи, хотя в этом чужом непонятном городе работы у меня не было. Здесь был голод. Помочь нам не мог никто.
Тогда, в поезде, когда мы все-таки доехали до Одессы, маме предложили приютить нас на время ехавшие вместе с нами чужие люди. Они узнали от мамы, что в Одессе нас никто не встретит. Со мной не советовались: меня вынесли из вагона в тифу, без сознания. Пока я болела, эти добрые люди помогли найти адрес отца.

Оказалось, отец был уже не один. Он по дороге тоже заболел тифом в Киеве, и его спасла какая-то женщина, видно, одинокая, потому что, ког¬да он смог двигаться дальше к месту своего назначения, она, бросив все, поехала за ним. Им дали в Одессе комнату. Отец уже приступил к работе и восстанавливал вещевые склады для армии: перед уходом белые разорили и разрушили все, что не могли увезти с собой. Когда отец узнал, что мы приехали к нему, он ужаснулся: ведь совсем скоро его должны командировать дальше и дальше. Насчет Елены Степановны отец не беспокоился: ведь он ее предупредил, что у него семья.
Но мама решила все быстро и по-своему. Она сказала мне:
— Ну и прекрасно. Он уедет с Еленой Степановной, а я останусь с вами здесь.

Комнату мы к этому времени нашли. И вот мы оказались без отца и неизвестно зачем в этом городе. Ни денег, ни еды. Надо было служить, чтобы получать паек. Но как и где служить, я совсем не знала. И искать работу в такой холодище просто невозможно: плюс два в Одессе с пронизывающим ледяным ветром были холоднее, чем минус двадцать в Москве.
Неистовый ветер сбивал с ног, особенно слабых и голодных. В нашей комнате, как во всем городе, отопление не работает, и укрываться нечем. Вот мы ложимся спать. Я лезу в ледяную постель, покрываюсь простыней, кладу сверху юбку, кофточку, шарфик и поверх всего галстук, чтобы насмешить сестру и маму: они уже лежат, и им холодно. Тогда я вдруг вскакиваю голая, хватаю испанский веер (его мама не забыла взять из Москвы) и начинаю бешеную пляску, прыгая, как кошка, и обмахиваясь веером. Они хохочут, как в цирке. После этой гимнастики мне действительно становится тепло, я кладу на себя сверху еще газету и засыпаю.

Однако я попросила свою певицу точнее узнать, нельзя ли мне повидать кого-нибудь из этой группы любителей. И она помогла мне встретиться с ними.
Я тогда не представляла, каким будет это знакомство...

«Sometimes I’m up... sometimes I’m down...»
Спасибо: 0 
Профиль
Marusia





Сообщение: 2439
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.09 10:48. Заголовок: А весна ворвалась в ..


А весна ворвалась в город, как бешеная. Все преобразилось. На улицах расцвели каштаны. Цветы на них, оказывается, как огромные белые свечи. Солнце сияет.
Потом выяснилось, что тут есть Черное море. И есть знаменитый бульвар, и лестница, которую сегодня знает весь мир, она в картине "Броненосец "Потемкин". А я о ней не знала и нашла совершенно нечаянно, возле Дюка Ришелье. Ведь тогда никто не водил меня по городу — у меня не было ни одного знакомого человека.
И все-таки я попала к тем людям, с которыми хотела встретиться. Я пришла на красивую улицу, в красивый дом, в запущенную роскошную квартиру, которая, видно, не убиралась с семнадцатого года. Красивые, настоящие вещи, мягкая плюшевая мебель, картины были для меня как декорация в театре. До сих пор я никогда не видела таких квартир. Огромные вазы особенных форм на полу, столы и столики неизвестного мне назначения — это были предметы роскоши. Мне не приходилось раньше интересоваться ими, потому что я ничего не знала об их существовании.

И люди здесь были другие совсем: молодые, они были образованными, умными в разной степени, воспитанными и демократичными. Их, совсем разных, объединяла любовь к театру, к сцене. Уже давно, многие годы, у себя в домах они устраивали спектакли. Сами писали пьесы или переводили в стихах и прозе, делали костюмы, пели, танцевали для своих друзей и знакомых. Теперь они хотели показывать эти спектакли зрителям, всем желающим.
Конечно, это были первые новые люди, с которыми я встретилась в своей короткой жизни. Они думали иначе, видели иначе, чем я и все, кто меня окружал до сих пор. Со многими из них потом дружба, творческая и личная, длилась долгие годы или всю жизнь.

Я, со своей круглой, обритой после тифа головой, сразу подошла им, и они мне — тоже. Вот, оказывается, зачем я ехала сюда так долго: мне нужно было, значит, играть в пьесах Козьмы Пруткова, а не Ибсена, "червонную двойку в революционной колоде карт", а не "Дети Ванюшина", нужно было петь, танцевать, переодеваться каждую минуту, играя по пять ролей в один вечер. Для меня перестал существовать голод и холод. Целые дни надо было работать, чтобы менять программу каждую неделю. Репетиции, спектакли — ведь зрители платили деньги, которые делились между всеми. Пусть самые маленькие деньги, заработанные мной и сестрой на восьмушку хлеба, но деньги.

Сестра тоже нашла свое место в этом театрике — как балерина. В свое время в Москве мама не зря отдала ее в платную балетную школу Нелидо¬вой. Конечно, потихоньку от отца, который определил Зинаиду учиться в Епархиальную гимназию при Скорбященском монастыре, красное кир¬пичное здание которого и сегодня стоит на Новослободской улице. Сестра не стала ни монахиней, ни балериной и успешно работала актрисой, долго — в "Синей блузе", а затем в "Кривом Джимми" в Москве и в Театре сатиры.

В 20-е годы не только в Одессе, повсюду рождались маленькие театры. Они ждут своих исследователей, и я расскажу потом о тех из них, где мне довелось работать. Эти театрики появились одновременно в Москве, Харькове, Петрограде. В них самые молодые актеры играли рядом со старыми. Они возникали и расцветали, имели успех. Потом их прихлопывали какие-то досужие рачители искусства. Защитников не находилось. Тут с Большими и Малыми театрами было не управиться.

В нашем театре никто никого не назначал, но как-то складывалось само собою, что у всех были свои обязанности и амплуа. Рабочим сцены, например, была Люся Гинзбург — угловатая девочка, неловкая, умная до такой степени, что сейчас она доктор филологических наук, профессор-литературовед в Ленинграде, автор многих научных трудов. Она же на занавесе, ей же за все попадает.
Душа всей технической работы театра — Н. Блюменфельд. Она костюмер, она рабочий, художник, переводчик, портниха, парикмахер, козел отпущения и машинистка. Кроме того, она жена нашего главного режиссера В. Типота и актриса на выходах.

Костюмерная наша помещалась вся в одном большом сундуке. Туда вообще заталкивалось все для нашего театра, приносившееся из дома не на время, а насовсем: клетчатые лоскутья, полосатые ленты, куски материи, украденные из дома, штаны, просто отдельные бархатные рукава, цилиндры, фалды от фраков, страусовые перья, ботинки на пуговицах, шали, распоротые платья, шляпы, кружева.
В каждой программе все это служило по-разному. Сегодня это был шлейф дамы, в следующей программе — плащ палача или скатерть на столе на сцене. В случае необходимости сундук пополнялся новыми "ворованными" дома вещами.

Первый вопрос, который Надежда Германовна Блюменфельд задавала актеру: "Вы спиной к зрителям поворачиваетесь?". Если нет, ваш костюм сзади она затягивала веревкой или куском бязи. Лицом к публике при этом вы стояли в великолепном одеянии из блестящей парчи или бархата, с бриллиантовыми застежками и короной на голове. Со сцены одетый таким образом человек уходил за кулисы, так ни разу не повернувшись спиной, и публика ничего не знала о необыкновенной изобретательности, находчивости, выдумке нашей художницы.
Мы играли царей, средневековых дам, санкюлотов, русских матрешек и французских маркиз в фижмах. Иногда костюмы делались даже целиком.

Наш режиссер Виктор Типот, химик по образованию, будущий автор первых советских оперетт "Свадьба в Малиновке", "Вольный ветер", "Сын клоуна" и других, был не только режиссером, но и автором, и завлитом, и худсоветом, хотя в худсовет входили также Вера Инбер, которая уже тогда была Верой Инбер, Е.А. Левинсон, А.Н. Фрумкин, будущий академик, известный всему миру химик.

«Sometimes I’m up... sometimes I’m down...»
Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 125 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 25
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Ramblers Top100