Apropos | Клуб "Литературные забавы" | История в деталях | Мы путешествуем | Другое
АвторСообщение
Главвред




Сообщение: 29
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.06 13:20. Заголовок: Русские писательницы


Дискуссия о русских писательницах была начата на предыдущем форуме, закрытом по техническим причинам.
Администрация сохранила ряд высказываний участников прошлого форума и предлагает их вашему вниманию.
Cary пишет:
 цитата:
Почитала я статью "что читали мамы"click here - правда, там о любовном романе. Но все равно как-то раньше не думала о том, писали женщины или нет. А ведь действительно, писательниц-то то в России и не было. Вот интересно, почему. Так много русских писателей хороших. Но ни одной женщины.
Были хорошие поэтессы: Цветаева и Ахматова. А потом - ну, Барто, Шагинян о железной двери в стене, еще несколько детских писательниц. Вера Панова с романом "Спутники" про войну (других не знаю). По нему еще фильм поставили. А так, чтобы известных - до Токаревой - вроде и не было.
А сейчас женщин-писательниц много, но все какие-то неинтересные.
Честно говоря, ни Маринину, ни Донцову и прочих детективщиц читать не могу - уж больно плохо пишут, по сравнению с западными. И язык корявый, и сюжеты надуманные, на мой взгляд. Любовные российские романы тоже оставляют желать лучшего. Что-то в России женская литература не идет...


ALisaL пишет:
 цитата:
Почему не было в России женщин-писательниц? Вот в госсударственном архиве сохранились записки первой русской женщины-писательницы княгини Н.Б. Долгоруковой (1760-е гг. ГАРФ). Конечно, я не знаю был ли это любовный роман или рекомендации по благоустройству усадьбы в деревне... , но женщины писали. Писали и о любви, но украдкою и не для всех - дневники...
Или вот Смирнова Софья Ивановна (1852г.) - "...по таланту, блесткам остроумия и чисто мужскому складу ума Смирнова занимает одно из первых мест в ряду наших женщин-писательниц; но большие ожидания, которые возбудили ее первые произведения, не оправдались. Когда очень молодой девушкой С. писала свои первые романы, у нее были определенные стремления и порывы, и хотя эти стремления были довольно наивны и не шли дальше обычных тогда порывов к разумной деятельности для женщины, но они были согреты увлечением молодости, "огонек" их передавался читателю. По мере того как увлечения стыли, у писательницы точно исчезло определенное отношение к жизни, наблюдательность ушла в мелочи и, наконец, угасло самое желание делиться своими впечатлениями от жизни..."

Lisbeth пишет:
 цитата:
Дневники вели многие, а так, чтобы писать художествуенную литературу, да публиковаться и стать известными, таких что-то я не знаю. Видела как-то в сборнике малоизвестных писателей 19 века Ростопчину, кажется. Ее повесть была опубликована. И все. Таких, как в Англии Остин или Бронте, не было...

Karin пишет:
 цитата:
Вот-вот, и я об этом! Дневники Александры Смирновой-Россет, книга Т.Кузьминской "Моя жизнь дома и в Ясной поляне" и т.п. Все это известно. Но они не писали художественную литературу, а если кто и писал, то об этом нам ничего неизвестно.
Писательниц-романисток не было, и это факт. Хотя русская почва дала многих хороших писателей мирового уровня. Женщины же почему-то не приняли в этом участия. Хотя наверняка, кто-то и был, и не менее талантлив.

Василиса пишет:
 цитата:
В.Вулф в "Своей комнате" пишет об англичанках прошлых веков, чей талант был загублен именно из-за того, что они женщины. ДУмаю, было не меньше русских талантливых женщин, которые не писали из-за боязни прослыть синим чулком или навлечь на себя неудовольствие мужа и общества.
Вот цитата из Вулф: "Если бы Толстой жил в монастырской келье с замужней женщиной, перестав «существовать для так называемого света», то, как бы ни поучительна была такая практика, вряд ли он написал бы «Войну и мир». И ведь она права! Я была просто в шоке, прочитав эту статью. Раньше я понятия не имела о таком жалком существовании женщин. И это в Англии. Что же тогда говорить об отсталой России?!

Marti пишет:

 цитата:
Да ладно уж говорить об отсталости России. В других странах (кроме Англии и Жорж Санд во Франции) до 20-го века тоже не было сколько-нибудь известных писательниц. Да и вообще мировая литература как таковая начала развиваться в 18-19 веках. До этого было мало и писателей, и произведений. На пальцах можно сосчитать. Естественно, что первыми сочинительством стали заниматься мужчины в силу своего социального положения. А женщины чуть позже подхватили эстафету, а сейчас так просто опережают в ней мужчин.


Hanny пишет:
 цитата:
Я пыталась читать всех этих популярных: Маринину, Донцову, Устинову. Не знаю, как кому, а я прямо в ужас пришла. Язык корявый, мыслей никаких, скучный и предсказуемый сюжет. Штампуют книги одну за другой, и каждая хуже предыдущей. Любовные романы русские тоже читать невозможно. Я честно пыталась и Арсеньеву читать, и Мельникову и еще каких-то (фамилий не помню). Но не могу. Через 10-20 страниц бросала. Западные лучше пишут, хотя переводы бывают очень плохие.


Гостья пишет:
 цитата:
Самое гениальное и искреннее, что я прочитала за последние годы - это Токарева!



Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 63 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.06 11:33. Заголовок: Re:


С одной стороны, странно, что англичанки писали, а русские женщины - нет. Ведь русские были более независимыми, чем англичанки. Например, русские женщины могли распоряжаться своим приданым, являлись собственницами, в то время как в Англии приданое переходило в полную собственность мужа, а жены жили лишь на подачки, в которых им могли и отказать. В России можно было развестись, аристократкам, по крайней мере. Они бросались в ноги царю и он утверждал развод (примеры тому есть). В Англии было гораздо все сложнее.
Но во-первых, в России не было писательской традиции. Ведь 18 век - это пара- тройка русских писателей (Ломоносов, Державин, Тредиаковский, ну еще несколько) и все. В Европе, и в Англии в частности, уже много писали. Видимо, дело в самосознании. Русские женщины не чувствовали себя способными что-то сказать другим посредством литературного произведения, занимали пассивную позицию.
Непонятно все это.

Спасибо: 0 



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.07 17:01. Заголовок: Re:


Существует некая инерция, из-за которой в России женщины так поздно активизировались, если можно так сказать.:) Если даже не брать 19 век, в двадцатом было много поэтесс, а писательниц по пальцам пересчитать и все больше детские или описывали социальные проблемы. Вот Вера Панова "Спутники" - очень я любила эту книгу, а в детстве до дыр зачитывала "Динку" Асеевой, если не ошибаюсь. Даже любовные романы, а что может быть ближе женщине, чем тема любви, начали писать на Западе. Только последние 10-20 лет, как появились писательницы в России как явление, о котором можно говорить.:)


Спасибо: 0 
moderator




Сообщение: 85
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.01.07 19:13. Заголовок: Re:


Но что это за инерция, вот вопрос. Дело явно в каких-то традициях, может, в регилии. Англиканская церковь все же более демократичная, чем прочие. Хотя, я в этом, честно говоря, не сильна.

__________________
Все мы - герои своих романов.
Мэри Маккарти
Спасибо: 0 
Профиль



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.07 20:01. Заголовок: Re:


Соглашусь, что дело в самосознании и традициях, различных в наших странах. Ведь до 18 века дворянские девушки сидели в светелках и пряли, пока Петр не приказал всем появляться на ассамблеях. Подавляющее большинство были безграмотными. О мещанках и крестьянках вообще речи не шло, если и к 20 веку большинство было безграмотным.
В Англии выход в свет дворянских девушек существовал много веков, чуть ли не с Вильгельма и образование они получали куда лучшее. Постепенно в Англии развилась сеть воскресных школ, закрытых школ для девочек. Население было грамотным если и не поголовно, но ощутимая часть еще в том же 18 веке. Нельзя забывать, что крепостная зависимость в Англии была отменена уже к концу 15 века. Люди были свободными, насколько это возможно в социальном обществе. Отсюда и рост самосознания, тяга к творчеству и так далее.
Традиции, традиции и еще раз традиции.

Спасибо: 0 



Сообщение: 41
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.07 19:27. Заголовок: Re:


Мы все Англия да Россия... Возьмем любую другую европейскую страну, Америку, не говорю про Африку или Восток (который тонкое дело).
Это сейчас романисток расплодилось, но и то только в США, Канаде, Европе. Много ли мы знаем писательниц Латинской Америки, например? И не в 19 веке, а сейчас?
Традиции и уровень жизни, полагаю. Та же Англия была очень богатой, если не самой богатой страной мира в 18-19 веках (и сейчас не бедная). И передовой. У них в 16 веке уже Шекспир был. А у нас еще берестяные грамоты ходили. Так что сравнивать?

_________________________
Все мы оставляем свои следы.
Спасибо: 0 
Профиль



Сообщение: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.07 13:55. Заголовок: Re:


Не очень жалую русских романисток.. Но в свое время мне очень понравился роман "Валькирия" Екатерины Семеновой..

Спасибо: 0 
Профиль
девушка с клюшкой




Сообщение: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.07 12:41. Заголовок: Re:


Джоя пишет:

 цитата:
Но в свое время мне очень понравился роман "Валькирия" Екатерины Семеновой..


Да, мне тоже нравятся книги Семеновой, и не только "Валькирия", но и серия о Волкодаве.
Кстати, о пишущих русских женщинах 19 века. Очень любопытны воспоминания и повести Софьи Ковалевской, есть унеё интересный очерк о её встрече с Джордж Эллиот, английской писательницей.


Спасибо: 0 
Профиль
людовед и душелюб (с)




Сообщение: 76
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.07 15:44. Заголовок: Re:


Мне у Семеновой в свое время больше всего понравилась книга про Скунса (по-моему, с кем-то в соавторстве, я сейчас уже толком не помню), а вот "Волкодав" и прочее "псевдоэтнографическое" - честно говоря, как-то не очень пошло. Хотя язык у нее неплохой, читается легко. Но продолжение книги про Скунса было совсем уж каким-то отвратным, на чем мое знакомство с Семеновой и закончилось.
Из современных русских писательниц мне, пожалуй, больше всех импонируют Улицкая (хотя и слишком депрессивная, но пишет хорошо) и Дина Рубина.

Спасибо: 0 
Профиль
девушка с клюшкой




Сообщение: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.07 21:55. Заголовок: Re:


Элайза пишет:

 цитата:
Мне у Семеновой в свое время больше всего понравилась книга про Скунса (


А я не встречала такой книги. "Волкодав", первая и вторая книги очень нравятся, а дальше уже тяжелее, да и там тоже соавторы и все такое.

Спасибо: 0 
Профиль



Сообщение: 95
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.02.07 21:41. Заголовок: Re:


Я Семеновой начинала "Валькирию", кажется, читать. Но что-то меня напрягли эти "псевдоэтнографические" подробности. Да образ бой-бабы как-то не очень вдохновил. Пишет она хорошо, не спорю, но фэнтези как-то не идет у меня. Сосредоточиться не могу.

_________________

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Коко Шанель
Спасибо: 0 
Профиль



Сообщение: 32
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.07 01:31. Заголовок: Re:


Харита пишет:

 цитата:
Да образ бой-бабы как-то не очень вдохновил.


Это есть..

______________

Если бы литература обогащала классиков, как они ее!
Спасибо: 0 
Профиль



Сообщение: 140
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.07 12:09. Заголовок: Re:


Есть трехтомник российской женской прозы 18-19 веков, по нему видно, какое многообразие незаслуженно забытых писательниц было в России. Причем в книгах приведено всего по одному произведению каждой дамы, тогда как каждая писала довольно много.

Один том кажется называется "Дом у дороги", еще один - "Только час", третий не помню.

Навскидку могу вспомнить блестящие произведения Крестовской и Шапиро. Так что, писали дамы в России, еще как писали, даже сама Екатерина II художественной литературой занималась. Просто нам после революции стали лишь классиков давать. У властей было не особо высокое мнение о женской прозе (ту же Остин тоже практически не издавали)

Спасибо: 0 
Профиль



Сообщение: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.07 12:32. Заголовок: Re:


Не знаю, упоминалось ли вами, дамы, имя Лидии Чарской? У нее скорее проза "для девочек", но все равно - трогательная, "чувствительная".

А из современниц, пишущих на русском, мне очень нравится Далия Трускиновская. Она дивет в Риге, но начала публиковаться еще в СССР, поэтому я отношу ее к "русским" авторам. Практически вся проза у нее так или иначе фэнтезийная, но вторая составляющая - именно женская проза, иронично-лирическая.

Спасибо: 0 
Профиль



Сообщение: 143
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.07 12:37. Заголовок: Re:


Елена
Кстати да, Чарская, ну конечно. Именно дамская проза, хоть и подростковая. А еще Брунштейн с ее "Дорога уходит в даль", это хоть и не совсем женский роман, но тоже для женской аудитории.

Спасибо: 0 
Профиль





Сообщение: 3
Настроение: мечтательное
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.07 17:30. Заголовок: Re:


А знаменитая Авдотья Панаева? В соавторстве с Некрасовым какие романы написала, сейчас читаются с огромным интересом!

Все проходит... Соломон Спасибо: 0 
Профиль



Сообщение: 294
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.07 11:01. Заголовок: Re:


Kate-kapella пишет:
 цитата:
нам после революции стали лишь классиков давать. У властей было не особо высокое мнение о женской прозе

Но среди классиков не было женщин почему-то. Жорж Санд была, например, Шарлотта Бронте - тоже, Остин поздно, но издали. Русских же писательниц так и не нашли. Даже если кто-то и писал (видимо, немного, потому как имени себе не сделали), то так и остались в своем времени. То есть, ярких писательниц все же не было.
Эва пишет:
 цитата:
знаменитая Авдотья Панаева? В соавторстве с Некрасовым

Именно что, в соавторстве. Своих книг мало, в основном, рассказы и повести. Пара романов, не принесших ей, как понимаю, особой популярности. Чего либо значительного, кроме "Воспоминаний", у нее и нет. Сравните с той же Жорж Санд.
Конечно, можно наскрести по сусекам, как говорится, найти женские имена. Но сколько нибудь заметного следа в истории русской литературы, увы, они не оставили.

_________________

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Коко Шанель
Спасибо: 0 
Профиль
людовед и душелюб (с)




Сообщение: 532
Настроение: неужели скоро в отпуск?...
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.07 21:42. Заголовок: Re:


Харита пишет:

 цитата:
Но сколько нибудь заметного следа в истории русской литературы, увы, они не оставили.


Зато сейчас их сколько... писательниц этих... Как в Бразилии Педров - и не сосчитаешь... Донцова, Устинова, Маринина, Робски... Не знаю, оставят ли они хоть какой-нибудь след в истории русской литературы - скорее, в истории русского гламура, - но главное: они уже раскрепостились, пишут себе и не побаиваются. Вот они, плоды эмансипации...
Вспоминается невольно эпиграмма Ахматовой:

Могла ли Биче словно Дант творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить...
Но, Боже, как их замолчать заставить!



Спасибо: 0 
Профиль
avis rara




Сообщение: 1560
Настроение: хочу в отпуск!
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.07 21:44. Заголовок: Re:


Элайза

Лучше быть добрым, чем правым. Спасибо: 0 
Профиль
людовед и душелюб (с)




Сообщение: 533
Настроение: неужели скоро в отпуск?...
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.07 21:45. Заголовок: Re:


Цапля - это не мне, это Анне Андреевне .

Спасибо: 0 
Профиль
avis rara




Сообщение: 1561
Настроение: хочу в отпуск!
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.07 21:48. Заголовок: Re:


Оффтоп: Элайза пишет:

 цитата:
Цапля - это не мне, это Анне Андреевне .

Это понятно.. Но я тож в юности Анну Андреевну читала, и именно эти строки очень любила, но... склероз. А у тебя профессиональная память - столько всего помнишь. Поражаюсь.


Лучше быть добрым, чем правым. Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 63 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 14
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Ramblers Top100