Apropos | Клуб "Литературные забавы" | История в деталях | Мы путешествуем | Другое
АвторСообщение
добрая мама




Сообщение: 8972
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.09 17:44. Заголовок: Исторический роман. Проблемы создания и восприятия.


В последнее время все чаще мы, читатели, на форуме сталкиваемся с тем, что молодые авторы, заявляющие, что они пишут исторический роман, не совсем четко отдают себе отчет в том, что же это такое за специфическое явление.

И чем, собственно говоря, приключенческий роман отличается от исторического.

Какие вещи допустимы в сказке, помещенной в "некую страну и далекую или неопределенную историческую эпоху", и с чем читатель не хочет мириться, раз перед ним (как уверяет автор) именно историческое произведение...

На что, на какие несоответствия описания заявленной эпохи или реалий, читатель с удовольствием закроет глаза, целиком погрузившись в интригу, закручивающуюся у него на глазах, а какие принципиальные моменты истории и менталитета тех времен все-таки не дадут ему возможности насладиться хитросплетениями сюжета, раз уж автор заявляет, что пишет именно исторический роман, а не авантюрно-приключенческий или... фэнтези с "историческим" уклоном...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 144 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]


людовед и душелюб (с)




Сообщение: 2671
Настроение: Неновонегоднее
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.09 20:31. Заголовок: Хм, интересную тему ..


Хм, интересную тему подняли, богатую. Соглашусь с предыдущими ораторами в том, что исторический роман — понятие крайне растяжимое, и историческая достоверность и достоверность художественная — несколько разные вещи, и не всегда второе страдает от отсутствия первого. Как правило, все упирается в конечном итоге в талантливость автора: если ему удалось увлечь за собой читателя, заставить его сопереживать, поверить в правдивость изображенных образов и событий и т.д., то благодарный читатель ему в итоге многие исторические ляпы с готовностью простит. Думаю, никому и в голову не придет учить историю по романам Дюма, , хотя нельзя и отрицать, что интерес к этой самой истории он своей талантливой писаниной (он, или Маке, в данном случае не суть важно) у определенной, наиболее любознательной части своих читателей, безусловно, пробуждает, и уже за это история может быть ему благодарна, несмотря на его несколько неджентльменское, хе-хе, с ней обращение. То есть, грубо говоря, талантливый автор имеет право на определенные вольности, особенно если он изначально не претендует на то, что пишет "доподлинно" историческое полотно. Иными словами, от авторской установки тоже многое зависит. Конечно, и в этом случае все-таки лучше "сделать домашнее задание", чтобы не допускать уж самых грубых ляпов — ну, к примеру, если действие происходит в Англии начала XIX века, а героиня "запечатывает письмо в конверт", или если действие происходит в Древней Руси IX века, а герой "расплачивается звонкой монетой", то это говорит только об одном — авторы не дали себе труда элементарно подучить матчасть, хотя бы заглянуть в любую электронную энциклопедию, которая подскажет, что первые конверты появились в Европе с 1820 года, а первые монеты на Руси стали чеканить где-то в конце X века. А если произведение к тому же еще и написано плохо, штампованным языком, с хромающей логикой и т.д., то все это вместе взятое понижает уровень доверия к автору и, соответственно, уровень интереса к его опусу. Так что об этом тоже не худо бы помнить берущимся за подобный жанр. Пишите хорошо, захватывающе, увлекательно — и тогда среднестатистическому читателю не захочется выискивать в вашем произведении какие-то ляпы и неточности, а даже если он их и найдет, то отнесется к ним благосклонно, ибо в художественном дискурсе в конечном итоге побеждает эстетическая составляющая, т.е. художественность как таковая, а все остальное, по большому счету, уже вторично.

Со своей литературной колокольни могу добавить, что в Европе родоначальником исторического романа в его "серьезном", так сказать, понимании, считается сэр Вальтер Скотт. Вот уж кто матчасть знал досконально и особых ляпов старался не допускать. Но для него, потомка старинного шотландского рода, состоявшего в родстве с венценосными особами, история, особенно история родного края, была подлинной страстью, он ее всю жизнь изучал, собирал материалы, свидетельства и т.д. И ему как раз удалось очень органично сплетать в своем повествовании обе линии - историческую, где действовали реальные лица и описывались действительные события, и вымышленную, где действовал придуманный герой со своей личной историей, которая так или иначе оказывалась тесно связна с историческими событиями, а то и напрямую была ими обусловлена; общий фон при этом Скотт старался сохранять по возможности адекватным, с детальным описанием быта и нравов описываемой эпохи. Его романы сразу завоевали бешеную популярность не только в Англии, но и во всей Европе, переводились на другие языки и он и его "новая школа романа" стали своеобразным эталоном исторического жанра. Хотя Скотт, конечно, задал достаточно высокую планку в плане исторической достоверности, и далеко не все его последователи до этого уровня дотягивали — кто не мог, а кто и не хотел. Но как бы ни относиться к самой истории — уважительно, как к леди (Скотт) или потребительски, как к куртизанке (Дюма), к читателю в любом случае надлежит относиться с уважением, и не считать его за безграмотного идиота, способного "схавать" любую халтуру. Вот как-то так примерно я это вижу.

Апд. apropos, пока писала, ты за меня уже все то же самое сформулировала, только более емко и кратко.

Бес комментариев. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 88
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.09 20:42. Заголовок: Элайза Определенно ..


Элайза
Определенно мне нравится информативная наполненность Ваших постов

Элайза пишет:

 цитата:
Пишите хорошо, захватывающе, увлекательно — и тогда среднестатистическому читателю не захочется выискивать в вашем произведении какие-то ляпы и неточности, а даже если он их и найдет, то отнесется к ним благосклонно, ибо в художественном дискурсе в конечном итоге побеждает эстетическая составляющая, т.е. художественность как таковая, а все остальное, по большому счету, уже вторично.


А вот это - можно включить в руководство к действию для авторов, берущихся за столь сложную тему ))


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 39
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.09 23:35. Заголовок: Мартышка, http://jp..


Мартышка,

Aconite пишет:


 цитата:
Художественное произведение это убило бы. То есть, как автору, прежде всего, литературного произведения, не претендующего на звание исторического романа, Глуховскому упущения (а у меня возникло ощущение, что сделаны они не от незнания, а ради того, чтобы не утяжелять текст) простительны. Хотя вольность с личностью Кнорозова я простить не способна априори) но у всех нас есть что-то святое.



Я тоже так считаю. Есть вещи, к которым сама отношусь с определенным пиететом и меня коробит, когда автор делает сознательные или несознательные упущения. Но все же учитывая специфику жанра и претензии конкретного произведения, очень многое можно смело считать вторичным.

Скрытый текст


Цапля пишет:


 цитата:
А по поводу гигиены в 16-17 веках, помню, пришлось видеть где-то в блогах бурную дискуссию по этому поводу с кучей ссылок на источники и пр. Копья ломали здорово, с хрустом, но одного так никто и не отрицал. Король-Солнце действительно принимал ванну несколько раз за всю жизнь. Запомнила, что вроде как это он считал вредным, и предпочитал в качестве средства гигиены использовать то ли коньяк, то ли спирт? (здесь либо мнения разделились, либо перевод подкачал, я не поняла). Любопытно прояснить, кто знает больше?



По поводу ванны короля гляньте ссылку - я там выше давала. А винный спирт в воду добавляли, в целях ее (воды) дезинфекции. А духи король не переносил, у него от запахов голова болеть начинала. И надушенных придворных возле себя тоже не терпел, так что тем, боюсь, приходилось соблюдать правила гигиены. :)))

apropos пишет:


 цитата:
Да, авантюрная, приключенческая литература (как и многие другие жанры, в том числе современный роман, описывающий жизнь обычных людей) - все зародилось на западе - Россия, увы, отставала и в этом.



Так вот об этом же и речь. Сама давно не была в книжных магазинах постсоветского пространства, но от знакомых слышала жалобы, что на всем, что нынче есть на прилавках, стоит печать либо "примитив", либо "занудство". На Западе вся литература давно поделена на "жанр" и "мейнстрим". У нас же нет именно жанра, в хорошем смысле этого слова. К развлекательной литературе либо подходят не с тем мерилом, либо вообще не видят смысла делать ее качественной.

Ну а в целом согласна с Вами и с Элайзой.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Главвред




Сообщение: 27833
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.09 23:43. Заголовок: Леди, гигиену прошу ..


Леди, гигиену прошу обсуждать в исторической теме - здесь это флуд. И как - скажите на милость, нам с модератором теперь разбивать посты - что-то оставляя в историческом романе, а что-то перенося в ист. раздел?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 40
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.09 23:52. Заголовок: apropos, я извиняюсь..


apropos, я извиняюсь, что понесло в такие дебри, все, теперь только в соотв. теме.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 94
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.09 10:28. Заголовок: apropos пишет: И ка..


apropos пишет:

 цитата:
И как - скажите на милость, нам с модератором теперь разбивать посты - что-то оставляя в историческом романе, а что-то перенося в ист. раздел?


Может просто скопировать ветку разговора, касающуюся гигиены? Хотя проще статейку набросать отдельным разделом)))

А вот если перейти от общего к частному, и без рассуждений о такой объемной и многогранной теме вцелом, разобрать отдельные кусочки:
Какие исторические романы Вы предпочитаете читать, дамы?
- любовно-исторические?
- исторический детектив?
- мистику в антураже прошлых веков?
И чем именно зацепила та или иная книга ?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
добрая мама




Сообщение: 8998
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.09 21:16. Заголовок: Меня вот волнует воп..


Меня вот волнует вопрос возможности внесения автором своих представлений о взаимоотношениях людей в роман, описывающий не современность, а более отдаленные и даже стародавние времена.

Например.
Я хочу написать о большой красивой любви простой русской девушки и киевского князя.
Насколько правомерно будет мое утверждение, что девушка мечтала выйти замуж только и исключительно по любви?
Насколько правомерно будет мое утверждение, что папа девушки не неволил ее и позволял ждать, пока она полюбит, а не выдал ее за первого же подвернувшегося кандидата, сообразуясь исключительно со своими представлениями о счастье дочери.

Ведь любовь может случиться. И может так сложиться, что и князь захочет жениться...
Но вот можно ли ставить ожидание любви девушкой и желание выйти замуж только по любви и никак иначе в основу романа?
Или лучше исходить из того, что "пришла пора, папа задумал выдать дочь замуж, а тут бац - и сваты от князя подвалили"
То есть писать роман, не выходя из принятых в те времена реалий, но внося в ткань повествования элемент госпожи Удачи и господина Случая.

Можно ли смириться с таким допущением и утверждением автора, если ткань повествования будет яркой и увлекательной?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 43
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 02:10. Заголовок: chandni пишет: Мен..


chandni пишет:


 цитата:
Меня вот волнует вопрос возможности внесения автором своих представлений о взаимоотношениях людей в роман, описывающий не современность, а более отдаленные и даже стародавние времена.



Ну если не вносить "своих представлений о взаимоотношении людей", то зачем тогда вообще писать? То есть здесь нужно отделить мух от котлет. Есть описываемая эпоха с характерным укладом, образом мысли, традициями и т.д. А есть автор, который посредством описания всего этого хочет донести до читателя какую-то свою мысль. Создавать персонажей, мыслящих нестандартно для своей эпохи, своего общества - почему бы и нет? В конце концов, есть реальные примеры из истории.

chandni пишет:


 цитата:
Но вот можно ли ставить ожидание любви девушкой и желание выйти замуж только по любви и никак иначе в основу романа?



Если я приведу в качестве примера романы Остин, надеюсь, меня никто помидорами не закадает?

chandni пишет:


 цитата:
То есть писать роман, не выходя из принятых в те времена реалий, но внося в ткань повествования элемент госпожи Удачи и господина Случая.



Ну а как же иначе? В сюжете любого художественного произведения всегда имеют место поворотные события, в той или иной степени определяемые случайностью. =) Да и вообще жизнь такая штука... масса вещей происходит именно благодаря случаю/провидению/воле Божьей (в зависимости от Ваших убеждений). Другое дело, что эти случайности в произведении не должны выглядеть роялями в кустах. А это, конечно, уже от мастерства и чутья автора зависит, иногда это вообще самая сложная часть работы.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
покладистая тигра




Сообщение: 396
Настроение: Кусаюсь редко...
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 06:49. Заголовок: Так много написано в..


Так много написано в этой теме, мне и добавить особо нечего, но хочу вставить свои два слова в эту дискуссию:
Человеческий мозг ни капельки не изменился за последние десять тысяч лет, всегда были среднестатистические представители эпохи, которые думали так, как было положено или внегласно поставлено, были уникалы. Автор может изобразить стандартного человека, серенькую мышку в толпе таких же серых мышей, может написать про альбиноса. Имеет ли автор на это право? Право такое, как и на жизнь, как говориться: Сколько слонов не ставь, а Земля все-таки круглая(с)

Я - романтик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 118
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 10:12. Заголовок: chandni Гугль в пом..


chandni
Гугль в помощь. Историю Киевской Руси, Быт и нравы найти он поможет.
А для размышления почитайте о том как женился пресветлый княже Киевский Владимир Красно Солнышко

Автору фантазия на то и дана, чтобы в рамках исторических реалий поставить героев так, чтобы - бац - князь и женился)))
Навскидку я вижу, к примеру вариант:
Скрытый текст


chandni пишет:

 цитата:
Можно ли смириться с таким допущением и утверждением автора, если ткань повествования будет яркой и увлекательной?


Вопрос авторских целей на самом деле.
Семенова Мария - достойный специалист по истории и культуре Славян. Но, чтобы не мучиться проблемами аутеничности, поместила своих героев в другой мир. И невозможное стало возможным, а у ее славянского фэнтези множество поклонников.
Кстати, книга ее Мы - славяне тоже может Вам помочь в понимании культуры.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
добрая мама




Сообщение: 9005
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 15:08. Заголовок: Правильно ли я поним..


Правильно ли я понимаю, что обвинить автора в несоответствии описываемых им событий с историческими реалиями и менталитетом той эпохи можно лишь в том случае, если читателя или критика не захватило повествование?

То есть, если тебе неинтересно - ты сидишь и вместо того, чтобы наслаждаться, выискиваешь недостатки - мол и джинсы в 15 веке не было, и о браке по любви в те времена можно было только мечтать, но никак не строить на этом свое произведение, и обувь шили не так, и перчатки были не такие...

А если повествование захватывает - то пусть в 15 веке пистолет стреляет со скоростью 10 выстрелов в минуту, а 27-летняя обеспеченная девушка так и не выходит ни за кого из предлагаемых папой-мамой кандидатов, ожидая неземной любви, а папа и не настаивает, мол пусть дитя тешется... - это неважно, это вписывается в исключения из общей массы, в некий исключительный случай, это просто допущение автора... и все ок.

Так?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
фея со скалкой




Сообщение: 3016
Настроение: Как всегда перед Новым Годом - себе не принадлежу.
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 15:16. Заголовок: chandni пишет: Прав..


chandni пишет:

 цитата:
Правильно ли я понимаю, что обвинить автора в несоответствии описываемых им событий с историческими реалиями и менталитетом той эпохи можно лишь в том случае, если читателя или критика не захватило повествование?



В общем, наверное, в какой-то степени так и происходит. Есть только одно "но" - если несоответствия несколько чрезмерны, то и захватить повествование никогда не сможет. Если ты читаешь, как Илья-Муромец влез в джинсы, то восприятие закрывается сразу. И дальнейшие перестрелки из автомата Калашникова не помогут.

Люди только тогда сообщают нам интересные сведения, когда мы им противоречим. (Б. Шоу). Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
покладистая тигра




Сообщение: 399
Настроение: Кусаюсь редко...
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 15:17. Заголовок: chandni Ну вы привел..


chandni Ну вы привели уж сильно вопиюющие несоответствия, хотя сейчас фэнтези такое штампуют, что все выше приведенное в качестве примера может сосуществовать в одном флаконе)))))

А мульты про богатырей, хм, кстати так и лепили

Я - романтик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
добрая мама




Сообщение: 9006
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 15:23. Заголовок: Эрика Легранж пишет:..


Эрика Легранж пишет:

 цитата:
Ну вы привели уж сильно вопиюющие несоответствия

ну, да, чтоб было понятней, о чем я.

Нет, речь идет исключительно об историческом романе. Не приключенческом, не авантюрном, не фэнтези и не мультике.

Какие допущения автора читатель легко может простить, а какие отворачивают его от дальнейшего чтения?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 123
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 18:59. Заголовок: chandni пишет: Пра..


chandni пишет:

 цитата:
Правильно ли я понимаю, что обвинить автора в несоответствии описываемых им событий с историческими реалиями и менталитетом той эпохи можно лишь в том случае, если читателя или критика не захватило повествование?


Едва ли это правильно, леди.
Как бы захватывающе автор не описал, что Цезарь, выхватил, спрятанный под тогой меч и всех заговорщиков порубал в капусту, а Бруту героически снес голову, это будет несоответсивем историческим фактам.
И если князь утехами плотскими заниматься будет на диване, то как бы живописно это не было описано, диван будет тут не уместен.
Вопрос очень прост: автор хочет написать исторический роман, или любовную историю с древнерусскими мотивами?



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
добрая мама




Сообщение: 9011
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 19:12. Заголовок: Aconite пишет: Вопр..


Aconite пишет:

 цитата:
Вопрос очень прост: автор хочет написать исторический роман, или любовную историю с древнерусскими мотивами?

*судорожно глянув на название темы* Мы тут исключительно про исторический роман толкуем.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 124
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 19:32. Заголовок: chandni Дело не в т..


chandni
Дело не в теме, а в жанре, в котором автор (Вы, к примеру) собирается работать.
Исторический роман - требует знания матчасти. Псевдоисторический - тоже, но уже только для антуража, поскольку действие не привязано к определнному году, и событиям. Любовный исторический роман, все равно исторический.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
добрая мама




Сообщение: 9012
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 19:42. Заголовок: Допустим, автор заяв..


Допустим, приходит автор и заявляет, что пишет именно исторический роман. Не приключенческий, не псевдоисторический.
В каком случае исторические ляпы прощаются ему, а в каком указывается на недопустимость подобных вольностей в историческом романе?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
фея со скалкой




Сообщение: 3034
Настроение: Как всегда перед Новым Годом - себе не принадлежу.
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 19:48. Заголовок: chandni пишет: В ка..


chandni пишет:

 цитата:
В каком случае исторические ляпы прощаются ему, а в каком указывается на недопустимость подобных вольностей в историческом романе?



Признаться, я не поняла, в чем заключается вопрос Перечислить ляпы? Как? Абстрактно? Конкретно?

Мне сложно представить, в чем заключается подобный список.

Люди только тогда сообщают нам интересные сведения, когда мы им противоречим. (Б. Шоу). Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
добрая мама




Сообщение: 9014
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 20:04. Заголовок: Калина http://jpe.r..


Калина
Понимаешь, на нашем форуме регулярно выкладываются исторические романы.

Большинству из них предъявляются замечания в отсутствии историчности и нарушении логики описываемой исторической эпохи.
При этом эти же читатели заявляют, что готовы простить многие исторические ляпы, если действие захватывает и тогда их глаз уже не цепляют неисторические мелочи.

Так где ж проходит грань?
Почему неисторические романы Дюма кажутся нам вполне историческими, а произведения иных авторов теми же людьми разбираются по косточкам, обвиняются в неисторичности и забраковываются?

Какими критериями действует читатель и читатель-критик при своей оценке?

Я не беру серьезные ляпы, типа автомата Калашникова в 15 веке. Речь идет о несколько менее грубых допущениях авторов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 144 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 188
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Ramblers Top100