Apropos | Клуб "Литературные забавы" | История в деталях | Мы путешествуем | Другое
АвторСообщение





Сообщение: 1189
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.13 15:59. Заголовок: Диалоги о... Культуре, опере, а, возможно, и еще о чем-нибудь...


Шапинская Е.Н., д.ф.н., проф.

Культура начала ХХI века представляет собой сложное пространство взаимодействия разных направлений, тенденций, культурных форм. Прошлое и настоящее сливаются в репрезентациях, в которых чувство историчности кажется потерянным или забытым. Глобальная информатизация делает доступным все шедевры мировой культуры в цифровом формате, а классическое искусство тиражируется во всех формах масс медиа. В результате границы между "высокой", "элитарной" и популярной культурой стираются. Попадая в орбиту популярной культуры, классические формы переосмысливаются, переживаются с точки зрения системы эстетических ценностей современного человека, а мнение экспертов, интеллектуалов, искусствоведов чаще всего остается в пределах узкого круга специалистов. Этот разрыв вряд ли благоприятен для искусства, которое должно быть частью живой жизни культуры и в то же время не терять той ценности, которое оно приобрело в истории и которая стала предметом философской рефлексии и академического дискурса. Мы предлагаем сопоставить две точки зрения - профессиональную и "любительскую" на некоторые известные произведения искусства и в форме диалога выяснить, что в них важно для культуролога, посвятившего многие годы изучению и осмыслению текстов культуры, а что - для человека, любящего искусство и воспринимающего его непосредственно, эмпатически.
На наш взгляд, такие беседы, дискуссии, иногда споры могут быть полезны как для профессионалов, зачастую не представляющих себе бытия классических произведений в пространстве популярной культуры, так и для любителей, которые могут подкрепить свое эмоциональное восприятие интеллектуальной рефлексией, увеличив тем самым свой "культурный капитал".

В роли собеседника-непрофессионала - Добренкова Ольга, дизайнер. А также все желающие...

По материалам: http://cult-cult.ru//

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 138 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]







Сообщение: 1190
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.13 16:14. Заголовок: В качестве первой т..


В качестве первой темы для беседы мы выбрали Дона Жуана, кого же еще?

Шапинская Е.Н., Добренкова О.П.

Диалог о Дон Жуане, любви, философии и искусстве. 1



 цитата:
Трудно дать определение любви; о ней можно лишь сказать, что для души -
это жажда властвовать, для ума - внутреннее сродство, а для тела - скрытое и
утонченное желание обладать, после многих околичностей, тем, что любишь.
Ф.де Ларошфуко





Любовь и власть в пространстве репрезентации: странствия Дон Жуана по культурным эпохам.



Говоря о проблеме репрезентации «вечного сюжета» или архетипичного образа в посткультуре, необходимо обратить внимание на размытость эстетических представлений и ценностей, которая делает возможной бесконечное множество интерпретаций в одном культурном пространстве, что качественно отлично от способов означивания в другие эпохи, когда их основой были базовые культурные доминанты. Сегодня, как показывает Ж.Бодрийяр, «…нет больше ни основного правила, ни критерия суждения, ни наслаждения. Сегодня в области эстетики уже не существует Бога, способного распознать своих подданных… Произведения искусства … не обладают той тайной сопричастности, которая составляет силу культуры. Мы их уже не читаем, а лишь расшифровываем – по все более противоречивым ключам». 2
Любовь как властное отношение представлена в самых разных видах дискурса. Но наиболее ярко различные типы власти и подчинения в любовных отношениях и их обусловленность социокультурным контекстом представлены в текстах художественной культуры. Мы выбрали пример, который хорошо известен и пользуется до сих пор громадной популярностью у «культурных производителей» - Дон Жуана. Этот образ интересен нам также и потому, что коренится в мифологических архетипах, воплощается в литературном дискурсе, а затем становится объектами многочисленных репрезентаций в сценических и кинематографических жанрах. Для понимания того, как в культурных текстах, принадлежащих к различным эпохам, но широко представленными в самых разных интерпретациях, в том числе и посткультурных, осмысливается суть любви как отношения власти, мы рассмотрим сюжет о Дон Жуане в различных репрезентациях в различных контекстах и попытаемся прояснить, что изменилось в любовных отношениях с точки зрения господства/подчинения, какие из форм этой оппозиции превалируют в ту или иную эпоху, как контекст определяет смысл отношения. Дон Жуан воплощает вечную власть мужчины над женщинами, которая ставится под вопрос в эпоху посткультуры и феминизации всех ее областей. Тем не менее, севильский соблазнитель продолжает притягивать к себе, совершая бесконечное путешествие по контекстам, которые и определяют важность той или иной стороны его характера, а также демонстрируют отношение социума к вечной проблемы любви и власти.
Мы обратимся не только к литературному дискурсу, но и к опере, благодаря которой и стали столь популярны эти персонажи. Оперный спектакль представляет собой сочетание различных способов репрезентации, как вербальных, так и невербальных. Несмотря на важность чисто музыкальной составляющей, в опере всегда присутствует дискурсивный элемент в форме либретто, часто связанного с литературным источником. Опера является культурной формой, где репрезентации любовных отношений как отношений власти играют очень важную роль, становясь одним из аспектов социального дискурса своего времени. Во-первых, это происходит потому, что в опере обязательно присутствует нарративный элемент, в котором высказывания героев гораздо более подробно развернуты даже по сравнению с театральными монологами. Во-вторых, эмотивная составляющая дискурсивных элементов усилена музыкой, которая, хотя и не является вербальным высказыванием, но составляет важнейшую часть семиотического кода. Мы осознаем, что соотнесение оперы с социальным дискурсом весьма условно, поскольку условна и ее дискурсивная составляющая в форме либретто, которое чаше всего служит лишь основой для демонстрации вокального мастерства. Но в то же время во многих операх, (в частности, у Моцарта), нарративная линия поддерживается речитативами. Таким образом, можно признать, что мы имеем дело со специфической дискурсивной формацией, сомневаться в важности которой столь же безосновательно, как отрицать принадлежность к социальному дискурсу своей эпохи поэм Гомера или индийских эпических поэм на том основании, что они читались нараспев.
Опера как дискурсивное пространство специфична - с одной стороны, она в корне отличается от рефлексивных форм дискурса (философского, в некоторой степени литературного), с другой – модели властных отношений в любви становятся более выразительными, музыкальный элемент приходит на помощь вербальному, чтобы весь драматизм этих отношений обрел наибольшую выразительность. Важным является и имманентный эротизм музыки как пространства означивания, что усиливает все нюансы противоречивых и динамичных силовых полей в любви/власти. Конечно, оперный дискурс – понятие весьма условное, как и понятие «язык музыки». Как отмечает британский эстетик Г. Грэхем, «многие значительные исследователи музыки приписывали ей как способность к репрезентации, так и свойства языка».3 В опере этот процесс конкретизируется с помощью вербального элемента и сюжета, для которого любовь, власть, столкновение принуждения и свободы столь типичны. Тема любви как отношения власти, доведенная до ее рокового завершения, является весьма востребованной в опере и может многое нам рассказать о понимании этого отношения в разные эпохи. Кроме того, оперная сцена, будучи пространством активных экспериментов в области пересомысления сюжета (в особенности в современной «режопере») помогает лучше видеть тенденции посткультуры по отношению к властным отношениям в любовных сюжетах. 4 Величие архетипичных образов в том, что каждая эпоха может «вычитывать» в них то, что близко ей по духу, но при этом вовсе не обязательны эксперименты с формой, которые бывают скорее неудачными и отвлекают от постижения внутренней сути образов и человеческих отношений. «Окруженный всеми ими, само средоточие драмы – Дон Жуан, загадочный, пленительный и отталкивающий. В его адрес немало задано вопросов, а ответов, достойных внимания, сыщется не так много», - пишет известный итальянский оперный певец Тито Гобби о «Дон Жуане». 5

О.Д. Да, именно так: море вопросов, а ответов на них нет!
Должна сказать, что как литературный персонаж Дон Жуан не представлял для меня ровным счетом никакого интереса. Я, разумеется, читала Пушкина когда-то, наверное, даже Мольера в давние школьные годы, но этот образ так и остался для меня чем-то, сильно притянутым за уши. Мне не хотелось познать эту тайну, мне не хотелось смотреть об этом фильмы, надо полагать, довольно многочисленные. Мне это было абсолютно неинтересно. Разумеется, я слышала об этом, но не понимала, что же такого вообще можно об этом сказать, подумать, узнать.
Эта тема стала интересна для меня лишь после того, как я приобщилась к опере Моцарта. Вначале лишь слегка, потому что совершила ошибку, посмотрев фильм с Руджеро Раймонди. Постановка показалась мне настолько невнятной, что я почти ничего не услышала. И тогда я пошла проверенным путем: оперу надо вначале слушать! Мне, во всяком случае! И так, постепенно, я стала в нее вслушиваться… Я, конечно, читала, что она «величайшая», что в ней есть все… Но мне она открывалась очень и очень постепенно.
И вот когда это произошло, я, совершенно потрясенная впечатлением, стала задумываться, а что же за идея, что за такой вечный сюжет дал Моцарту силы и вдохновение написать такое! Такое неповторимое… Такое неописуемое, такое…
Я добросовестно прочла либретто, не поняла… Перечитала Пушкина… НЕ поняла… Прочла Гофмана, который до той поры был у меня не охвачен по причине отсутствия интереса к описываемому предмету.
Ни один литературный источник не объяснил мне этого… Но зато я стала нащупывать собственное отношение к Дону Жуану как к герою, как к образу… Как к человеку, в конце концов!

Е.Ш. Но ведь Дон Жуан представлен в громадном количестве литературных и драматических текстов, причем каждая эпоха видит в нем нечто, близкое ей по духу. Севильский соблазнитель представляет собой зыбкую фигуру, перемещающуюся из одной эпохи в другую, из одного вида искусства в другой, привлекающую к себе Байрона и Пушкина, Моцарта и Даргомыжского. Причина постоянного возвращения к Дон Жуану и бесконечное количество интерпретаций вызвано его харизматической властью над женщинами, которая носит универсальный характер и может быть легко перемещена в разные социокультурные контексты. Суть образа Дон Жуана, который на сегодняшний день наиболее известен благодаря опере Моцарта, стала предметом размышлений музыкального директора Оперы Лос-Анжелеса оперы Дж. Конлона в интервью, данному по случаю постановки «Дон Жуана» Петером Штайном в 2012 г. «Дон Жуан, несомненно, порочен, но если бы он был только порочен, он не был бы нам интересен… Он не насильник, он – соблазнитель, и его гениальность в том, что он находит то, что привлекает ту или иную женщину… дон Жуан должен быть для нас загадочным персонажем, и он должен быть привлекательным, для любой женщины и для любого мужчины, который тоже хотел бы быть Дон Жуаном. Если в нем нет этой власти над людьми, то образ не работает». 6

О.Д. Я не вижу в Доне Жуане порочности, не понимаю, почему, но не вижу! А вот его умение не соблазнить, нет! – подобрать ключик к сердцу каждой женщины, - вот что потрясает воображение и лишает покоя! Что же такого было в нем, если после единственной ночи с ним женщины лишались рассудка, сводили счеты с жизнью, уходили в монастырь? Что он мог дать им такого, что они даже и не пытались искать в других мужчинах? Почему жизнь обесцвечивалась?

Е.Ш. Эта неотразимая харизма, эта универсальность образа таит в себе опасность его механического перемещения в другие контексты и, соответственно, в другие дискурсивные формации. Само понятие соблазна трансформируется в период «поздней современности». Согласно Э.Гидденсу, «обольщение вышло из употребления» после заката пре-модернистских культур, утратив «многое из своего значения в обществе, в котором женщины стали гораздо более сексуально доступными для мужчин, чем когда бы то ни было прежде, хотя – и это носит решающий характер – и более равными им». 7 В этом контексте харизматическое господство, казалось бы, должно проявляться исключительно в сфере интимных отношений, не распространяясь на другие сферы жизни. Тем не менее, даже если сюжет Дон Жуана переносится на современную жизнь, женщина, давно вкусившая все завоевания феминизма, хотя бы на какое-то время, оказывается в роли добровольной жертвы. Выход из положения подчинения означает выход из состояния очарования, в которое она введена харизматической личностью.

О.Д. Я больше скажу – по моему мнению, каждая женщина, вольно или невольно, отдавая себе в этом отчет или нет, хотела бы хотя бы раз в жизни испытать на себе воздействие этих непреодолимых чар, назовите это обольщением, соблазнением, назовите, как хотите! Наверное, это очень здорово – оказаться полностью в центре внимания такого мужчины! Неважно, эмансипирована ли дама, разочаровалась ли она в мужчинах, или нет, или «вкусила все завоевания феминизма», - все равно ей этого хочется. Очень хочется!
Вопрос в другом – а видит ли она тот образ, который бы стоит этих мечтаний, этих желаний, этих страхов, тайных или явных…
И вот с воплощением этого образа и выходит каждый раз неувязка… Потому что не встречая подобного героя в жизни, мы вынуждены довольствоваться тем, как его увидел режиссер, а это далеко не всегда соответствует тому, как это могло бы нас заинтересовать. Я тут так смело пишу – мы, на самом деле, правильнее сказать – я! Что тут греха таить? Да, мне было бы интересно встретить хотя бы бледное воплощение этой многовековой легенды, давно ставшей мифом.

Е.Ш. Давайте совершим исторический экскурс и попробуем разобраться в сути образа Дон Жуана. Первичный контекст появления образа Дон Жуана, как и многих других героев «вечных сюжетов», весьма неясен. Если рассматривать Дон Жуана как контекстуально обусловленный образ, мы можем соотнести его, прежде всего, с эпохой барокко, в которой появилась известная пьеса Тирсо де Молина «Севильский распутник и каменный гость». В ней дон Жуан — соблазнитель, которого не столько влечет наслаждение, сколько борьба за подчинение женщины его воле. Но история Дон Жуана – далеко не единственный любовный сюжет того времени – напротив, он становится частью все более расширяющегося дискурса любви, занимавшего весьма важное место в социальном дискурсе ХVII – ХVIII века. Общий фон эротизма эпохи обуславливает и невероятное количество побед Дон Жуана, объясняя, почему женщины так легко поддавались соблазну харизматической власти героя. Э. Фукс в своем исследовании нравов Галантного века пишет, основываясь на большом количестве документов, о беспредельном увлечении каждой женщины культом галантности: «…никогда женщины до такой степени не были помешаны на мужчинах, как тогда».8 В этих условиях при отточенном, как у Дон Жуана, до совершенства искусстве соблазнять, перечень его побед уже не представляется чем-то гипертрофированным.



В ХVIII веке, окрашенном рокайльной изысканностью и сентиментальностью, с одной стороны, и идеями Просвещения с другой, все большее значение приобретает идея индивидуальной свободы и, соответственно, сопротивления безусловной власти маскулинного субъекта. В «Дон Жуане» Моцарта, пожалуй, наиболее известной в наше время версии этого сюжета, герой теряет безусловную власть, даже простушка Церлина лишь на мгновение поддается его обаянию, предпочтя своего простоватого, но надежного жениха. В контексте Галантного века Дон Жуан – фигура, воплощающая идеи либертинажа, столь распространенные среди аристократических кругов общества. Недаром в одной из ключевых сцен оперы Моцарта герой провозглашает: “Viva la liberta!”, и ему вторят остальные персонажи.



О.Д. И вот мы вернулись к опере. Вернее вначале, к ее литературной составляющей. Простите, разве мы видим соблазнителя? Нет, мы можем только поверить Лепорелло с его каталогом жертв, и сетованиям Донны Эльвиры. Больше никто не стал жертвой чар главного героя! Но как же Моцарту удается создать этот потрясающий образ? Потому что, слушая музыку, я нисколько не сомневаюсь, что это именно Дон Жуан - тот самый соблазнитель, перед которым не могла устоять ни одна женщина, пусть действие на сцене противоречит этому постоянно. Что такое Моцарт знал об этом и сумел донести до нас? Какую загадку таит его музыка? Какие вопросы ставит? И какие ответы мы можем найти? Ответы на вечные вопросы, потому что это вечные вопросы! А, может, в попытках найти ответ на один вопрос, нам откроется что-то сокровенное, которое, на первый взгляд, никак не связано ни с оперой, ни с ее героями?

1 - Материалы Е.Н. Шапинской подготовлены с помощью публикаций http://www.cultandart.ru/society/52814-viva_la_liberta_svobodnyj_geroj_na_prostranstvah_postkultury_____
2- Там же. С. 24
3- Graham G. Philosophy of the Arts. An Introduction to Aesthetics. L.-NY, 1997. P. 85
4- См. Шапинская Е.Н. Опера в контексте посткультуры: игры с классикой и конфликт интерпретаций// Культура и искусство, №3(15), 2013
5- Тито Гобби. Мир итальянской оперы. М.. 1989. С.32
6- URL http://www.youtube.com/watch
7- Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. М.-СПб, 2004. С.103
8- Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М.. Республика, 1994. С . 249

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1191
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.13 16:34. Заголовок: Как вы понимаете, э..


Как вы понимаете, это только начало.

Продолжение следует...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Главвред




Сообщение: 37611
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.13 18:39. Заголовок: Девочки, Klo http:/..


Девочки, Klo

Ужасно интересно - и сама тема, и как вы ее с соавтором раскрываете. Прочитала с удовольствием, но много информации, надо ее "переварить" (и еще раз перечитать выложенный текст) - уже что-то зацепилось и даже, кажется, есть что сказать, но надо обдумать, прежде чем вступать в обсуждение со столь подкованными собеседницами.
Вообще, чудная идея - такой диалог-обсуждение.

______
Делай, что должно, и пусть будет, что будет.(с)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1192
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.13 08:20. Заголовок: apropos http://jpe..


apropos
apropos пишет:
 цитата:
надо обдумать, прежде чем вступать в обсуждение со столь подкованными собеседницами.

"Подкованный" - это не про меня . Я просто почему-то все время возвращаюсь к этому вопросу уже года полтора. Как-то постоянно этот герой "маячит" на моем горизонте, поэтому я ухватилась за эту идею в надежде, что узнаю еще что-то новое, что до сих пор ускользало от меня. Не могу сказать, что погружалась в какие-то теоретические изыскания, просто мысленно все время к этому возвращалась. Так что готова беседовать со всеми, кому эта тема представляется интересной.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
девушка в шляпке




Сообщение: 29822
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.13 12:22. Заголовок: Klo , Екатерина Нико..


Klo , Екатерина Николаевна!

Тема прекрасная и таит в себе безграничные, на мой взгляд, возможности для людей, желающих беседовать, размышлять, говорить! Спасибо.

Добавлю свои пять любительских копеек к мыслям о Дон Жуане.
Во-первых, шла к нему примерно тем же путем, что и Klo , хоть и не так страстно. Никогда образ Дон Жуана не трогал, не интересовал. Точнее говоря, образ вот такого соблазнителя от природы, умеющего найти подход к женским сердцам, конечно же, интересовал, как каждую женщину. Могу поспорить, что каждую. Но воплощения были другими. В подростковом возрасте, пресловутый Жоффрей де Пейрак, затем Вальмон в интерпретации Формана, конечно. Но не Дон Жуан. А затем Моцарт, совсем недавно, с его музыкой, как природой.
Получилось даже не пять копеек, а одна пока.

Каждый заблуждается в меру своих возможностей. (с) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1193
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.13 22:43. Заголовок: Хелга - http://jpe...


Хелга - Боюсь, эта тема будет всплывать еще не раз. Даже не боюсь, а надеюсь

Е.Н. передам Она там вся в исследованиях прочих посткультурных персонажей, о чем нам с вами лучше пока не знать - крепче и слаще спать будем
Однако, продолжу

Е.Ш. Есть в этих вопросах еще один аспект - вечная загадка отношений мужчины и женщины как вечной борьбы за господство в любви и за право свободы выбора. Женщины легко становятся жертвой свободы любовного чувства, подобно страстно влюбленной в Дон Жуана Эльвире, которая постоянно становится объектом насмешек, но власть любви настолько сильна, что подчиняет себе все ее существование. Противоречивость любовных отношений в этом контексте подчеркивается якобы реверсированием ролей господина и подчиненного, когда мужчина провозглашает женщину «властительницей своего сердца», придавая ей тем самым значимость и видимость победы в любовной схватке. После этого все возвращается на круги своя, и Дон Жуан стремится к новым победам, нимало не заботясь о судьбе покоренных им женщин.
За пределами Галантного века из разнообразных трактовок Дон Жуана с точки зрения осмысления этого образа можно привести два крайних суждения, которые, будучи противоположны, тем не менее, становятся основой для равно убедительных сценических репрезентаций. Сравнивая различные дискурсивные формации, мы видим, что каждая из них своими средствами пытается найти те смыслы, которые делают образ севильского соблазнителя столь привлекательным для репрезентации. В эпоху романтизма, столь близкую по времени к эпохе Моцарта, Дон Жуан становится одним из любимых персонажей романтического дискурса. Романтик не может демонстрировать власть над женщиной, скорее, он покоряется ей, выказывая подчинение, которое Э.Гидденс считает лишь жестом с его стороны. «... романтик не может обращаться с женщиной, как с равной себе. Он пленяется конкретной женщиной (или, может быть, последовательно несколькими) и будет выстраивать вокруг нее свою жизнь; но его подчинение – это не жест равенства». 9 Очень показательна в этом смысле трактовка образа Дон Жуана великим романтиком Э.Т.А.Гофманом. Он выделяет в творении Моцарта романтический элемент, который еще только брезжит в этом великом творении, не выходящем за рамки предписанной временем формы, но содержащем новые настроения. Соответственно, главным в герое становится не его безудержный гедонизм, а «другость», невозможность вписаться в рамки социальных условностей, выход из которых он видит в бесконечных победах над женщинами. Он использует тот дар, который ему дала природа, и дар этот несет в себе гибель не только несчастных брошенных возлюбленных, но и его самого.
«Так и кажется, будто он владеет магическими чарами гремучей змеи; так и кажется, что женщины, на которых он бросил взгляд, навсегда обречены ему и, покорствуя недоброй силе, стремятся навстречу собственной погибели». 10 Власть над женщинами становится чисто харизматической и отвечает новой потребности эпохи не столько в чувственном возбуждении, сколько в мрачной привлекательности непонятого героя.

О.Д. Наверное, мне чужда романтика, но Гофмановская фантазия об опере «Дон Жуан» показалась мне довольно своеобразной, но никак не приблизила меня к ответу хотя бы на один вопрос. Я вдруг представила, как должен выглядеть «взгляд гремучей змеи», который повлек бы меня «на погибель», и, каюсь, долго смеялась… Опять мимо! Да где же он прячется, этот таинственный Дон, о котором сумел поведать пока один лишь Моцарт?

Е.Ш. Попробуем обратиться к мнениям философов, которые тоже не обошли вниманием нашего героя. Одна из самых известных философских интерпретаций образа Дон Жуана содержится в работе А. Камю «Абсурдный человек». Французский философ-экзистенциалист говорит о радости жизни как об основной стороне характера Дон Жуана. «Смех и победоносная дерзость, прыжки из окон и любовь к театру – все это ясно и радостно. Всякое здоровое существо стремится к приумножению. Таков и дон Жуан. Кроме того, печальными бывают по двум причинам: либо по незнанию, либо из-за несбыточности надежд. Дон Жуан все знает и ни на что не надеется». 11 Дон Жуан для Камю – образец абсурдного человека, который «ничего не предпринимает ради вечности и не отрицает этого». 12 Со свойственной абсурдному человеку неверием в глубокий смысл вещей Дон Жуан идет по жизни, не оглядываясь на прошлое и живя тем чувством, которое поглощает его в данный момент. «Абсурдному человеку свойственно неверие в глубокий смысл вещей. Он пробегает по ним, собирает урожай жарких и восхитительных образов, а потом его сжигает. Время – его спутник, абсурдный человек не отделяет себя от времени». 13

О.Д. А вот подобный герой гораздо более привлекателен, как мне кажется! Впрочем, это тоже не очень-то объясняет то, что делает его тем загадочным, почти мифическим персонажем. Хотя этой жизненной силой пронизана вся музыка, этой дерзостью, этой силой, не знающей рамок и границ! Это настолько жизнеутверждающе, что даже низвержение и гибель героя – тоже гимн во славу жизни!


9- Гидденс Э. Цит. соч. С.81
10- Гофман Э.Т.А. Дон Жуан// Собр. Соч. в 6 тт. Т.1. М.,1991 . С.84
11- Камю А. Бунтующий человек. М., Изд-во политической литературы, 1990. С.62
12- Там же. С.60
13- Там же. С.63

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Главвред




Сообщение: 37615
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.13 23:02. Заголовок: Ну, я, боюсь, далека..


Ну, я, боюсь, далека все же от оперного искусства, хотя Дон Жуана Моцарта слушала (отрывками, правда).
Сего героя знаю более по пьесе Мольера и Каменного гостя Пушкина. Особое впечатление (и незабываемое) произвел дон Гуан в исполнении Высоцкого в фильме Маленькие трагедии.
Образ дон Жуана, в принципе, вариируется в деталях и авторских трактовках на протяжении ряда столетий - от беспринципного насильника до очаровательного (подчас коварного) соблазнителя и сластолюбца, "мимоходом" разбивающего сердца женщин. В просторечии подобные мужчины именуются бабниками - не самое лестное прозвище, пожалуй.
Может ли какая женщина устоять перед таким мужчиной, особенно если он красив, сладкоречив и умело дает ей понять, что де она - его единственная - на всю жизнь - любовь?
Трудно, конечно, особенно если ее сердце в этот момент не занято. Тем более, что многие женщины ошибочно предполагают (и в то верят), что под влиянием любви мужчина (такого типа) может измениться, стать самым верным и преданным мужем и т.д. Чем искусные обольстители с успехом и пользуются.
Что примечательно, подобный тип мужчин занимает довольно-таки значительное место в современных любовных романах, что наглядно свидетельствует о том, что женщин прельщает (или - интересует) ореол соблазнителя-повесы, который, правда, самым чудесным и положительным образом преображается под влиянием любви. Таким образом хотя бы на страницах книг может реализоваться, видимо, извечная женская мечта "приручить" коварного соблазнителя.

Куда-то меня увело.

______
Делай, что должно, и пусть будет, что будет.(с)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
девушка в шляпке




Сообщение: 29829
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.11.13 10:05. Заголовок: Е.Ш. пишет: Дон Жуа..


Е.Ш. пишет:

 цитата:
Дон Жуан воплощает вечную власть мужчины над женщинами, которая ставится под вопрос в эпоху посткультуры и феминизации всех ее областей.



По вопрос ставится, но всегда остается актуальной в силу природных факторов.

Е.Ш. пишет:

 цитата:
Говоря о проблеме репрезентации «вечного сюжета» или архетипичного образа в посткультуре, необходимо обратить внимание на размытость эстетических представлений и ценностей, которая делает возможной бесконечное множество интерпретаций в одном культурном пространстве, что качественно отлично от способов означивания в другие эпохи, когда их основой были базовые культурные доминанты. Сегодня, как показывает Ж.Бодрийяр, «…нет больше ни основного правила, ни критерия суждения, ни наслаждения. Сегодня в области эстетики уже не существует Бога, способного распознать своих подданных… Произведения искусства … не обладают той тайной сопричастности, которая составляет силу культуры. Мы их уже не читаем, а лишь расшифровываем – по все более противоречивым ключам». 2


Бога не существует, это точно. Любой образ, вплоть до Высшего, подвергается суждениям, интерпретациям, вариациям и прочим действам. Наверное, здесь, как и у любой медали, две стороны. С одной, "искусство, принадлежа народу", покинуло рафинированные стены и вышло в массы, что хорошо. Проблема в том, что массы сделали с ним, разрушив критерии и правила. Это уже вопрос. Забавно получается - то, что прежде стояло там, наверху - классика, высокие материи, спустилось ниже на ступень, а ее место, в качестве изысков и утонченностей, занял абсурд, понятный часто лишь самим авторам, да и то, как мне кажется, не всегда.
Но Дон Жуан понятен всем хотя бы в том смысле, что каждый человек может составить суждение о нем или разгадывать его загадку. И будет всегда, а абсурд канет в небытие.

Торможу и заносит не туда, простите.

apropos пишет:

 цитата:
Таким образом хотя бы на страницах книг может реализоваться, видимо, извечная женская мечта "приручить" коварного соблазнителя.



Сколько же вокруг этого вопроса - блистательный соблазнитель - летящая в его сети "жертва", желающая быть соблазненнной и приручить, привязать к себе, изменить, воспитать, слепить из жуана верного преданного друга - хорошего парня, накручено мыслей, сюжетов и идей! А он просто не может быть хорошим парнем, он не плох, не хорош - он создан для своего полета, как каждый из нас в принципе. Хотелось бы встретиться с таким? Не знаю, мне все же кажется, что жуаны тоже выбирают.




Каждый заблуждается в меру своих возможностей. (с) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1194
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.11.13 10:10. Заголовок: Пока ответ писала - ..


Пока ответ писала - повилось еще над чем подумать! Хелга

apropos пишет:
 цитата:
В просторечии подобные мужчины именуются бабниками - не самое лестное прозвище, пожалуй.

Почему-то никогда у меня не было параллели между Доном Жуаном и обычным «бабником». Второе – это какое-то фу! Мелкое и не заслуживающее внимания. Хотя, если не слушать, а только читать либретто… Да, он такой и есть, наверное…
А что ты думаешь про пушкинского Дона? Хотя, как я понимаю, тут сработает эффект тот же, что у меня: наложится образ Высоцкого в этой роли – и все, поведет за собой.

apropos пишет:
 цитата:
многие женщины ошибочно предполагают (и в то верят), что под влиянием любви мужчина (такого типа) может измениться, стать самым верным и преданным мужем и т.д.

Вот оно и обоснование этому:
 цитата:
Противоречивость любовных отношений в этом контексте подчеркивается якобы реверсированием ролей господина и подчиненного, когда мужчина провозглашает женщину «властительницей своего сердца», придавая ей тем самым значимость и видимость победы в любовной схватке.

и
 цитата:
Романтик не может демонстрировать власть над женщиной, скорее, он покоряется ей, выказывая подчинение, которое Э.Гидденс считает лишь жестом с его стороны.


apropos пишет:
 цитата:
Таким образом хотя бы на страницах книг может реализоваться, видимо, извечная женская мечта "приручить" коварного соблазнителя.

Не только приручить, но и покорить, вероятно?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
девушка в шляпке




Сообщение: 29830
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.11.13 10:20. Заголовок: Klo пишет: А что ты..


Klo пишет:

 цитата:
А что ты думаешь про пушкинского Дона? Хотя, как я понимаю, тут сработает эффект тот же, что у меня: наложится образ Высоцкого в этой роли – и все, поведет за собой.



Ой, тоже хотела написать про пушкинского Дона, но увлеклась и занесло в другую сторону. Вот и к пушкинскому Дону относилась скорее отрицательно, чем никак. Но Высоцкий (который в какой-то степени, и сам является Доном Жуаном, а?) поставил его на свой пъедестал, если так можно выразиться в свете присутствия Статуи Командора , и затмил собой все. О, слава Швейцеру, что он снял ЭТО!

Каждый заблуждается в меру своих возможностей. (с) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1195
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.11.13 10:32. Заголовок: Хелга пишет: Проблем..


Хелга пишет:
 цитата:
Проблема в том, что массы сделали с ним, разрушив критерии и правила. Это уже вопрос. Забавно получается - то, что прежде стояло там, наверху - классика, высокие материи, спустилось ниже на ступень, а ее место, в качестве изысков и утонченностей, занял абсурд, понятный часто лишь самим авторам, да и то, как мне кажется, не всегда... Торможу и заносит не туда, простите.

Даже не представляешь, как тебя заносит "туда". Потому что сейчас именно то, о чем ты поведала просто и понятно и, добавлю, очень близко мне лично, называется "посткультура", "постструктурализм", "постструктурная деконструкция" и является предметом самомго пристального изучения, потому что "вечные ценности" - они ценности и есть, о них говорить неинтересно. А тут - обширнейшее поле, на котором, отчасти и вырастают "шедевры" режиссерской оперы и не только оперы. Поэтому, пока специалисты разбираются: шедевр это или нет, - простые смертные, вроде меня, будут оценивать именно так: нравится-не нравится, берет за душу - не берет. Вот и все! Только такой "компас" действует сейчас для меня.

Хелга пишет:
 цитата:
Но Высоцкий (который в какой-то степени, и сам является Доном Жуаном, а?) поставил его на свой пъедестал

Вот и получается - словами это не передать! Если даже Пушкин не справился - кому это может быть под силу?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1196
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.11.13 16:58. Заголовок: Еще кусочек? http:/..


Еще кусочек?

Е.Ш. А теперь мне хотелась обратиться к современности, к эпохе, которую я называю "посткультурой", где традиционные бинарные оппозиции деструктурируются, а мифы превращаются в иронические симулякры. В постановках «Дон Жуана», одной из самых востребованных опер на мировой сцене, в наши дни мы можем видеть характерный для посткультуры коллаж фрагментов из самых разных эпох и стилей, но главными тенденциями являются аутентичность, воссоздание контекста, пусть и условное, и модернизация, где режиссер переносит действие в современность, подчеркивая этим вневременной, универсальный характер как главного героя, так и отношений любви и власти, представленных в сюжете. Во многих случаях характерное для посткультуры скольжение по «тысяче поверхностей» приобретает характер чисто механической модернизации персонажей, одетых в офисные костюмы или что-то условно современное, при этом предполагается, что таким образом классическое произведение «приблизится» к современному зрителю/слушателю. Но если все же придерживаться каких-то критериев в репрезентации культурного текста, относящегося к иной исторической эпохе, то в постановках, отвечающим высоким эстетическим (не говоря о музыкальных, что представляется само собой разумеющимся) требованиям, можно выделить несколько трактовок, которые соответствуют тем рефлексивным направлениям, о которых мы говорили выше. В качестве иллюстрации позволим себе привести три примера, три версии оперы, которые, на наш взгляд, являются блестящими, хотя и совершенно различными интерпретациями «Дон Жуана» - это легендарная постановка шедевра Моцарта на Зальцбургском фестивале 1954 г. (реж. Герберт Граф, Пол Циннер).



постановка Ф.Замбелло (Ковент Гарден, 20012 и 2008)



и Ф. Дзефирелли на «Арена ди Верона» в 2012 г. 14



Эти спектакли разделяют десятилетия, что неизбежно сказывается на их стилистике, на манере исполнителей, на темпе и динамике оркестра, хотя все они воссоздают контекст эпохи (в данном случае, эпохи наибольшей популярности литературного персонажа, т.е. ХУ11 века, что подчеркивается костюмами и сценографией). Две из этих постановок можно сопоставить по близости к пониманию образа главного героя, выраженному в приведенных нами концепциях А. Камю и Э.Т.А. Гофмана, причем и ту, и другую можно отнести к «аутентичной» постановочной традиции. Третья (поставленная известной своими феминистическими взглядами Ф. Замбелло) являет собой, на наш взгляд, пример постмодернистской деконструкции и демифологизации образа героя.

О.Д. Позволено ли мне будет сказать еще об одной постановке, которая не упомянута выше, но в моем представлении пока является непревзойденной. Я не побоюсь назвать ее совершенной, потому что именно такой я ее увидела впервые, и такой она и осталась для меня по сей день. Это постановка Sferisterio opera Festival Macerata, 2009 год, режиссер Пьер Луиджи Пицци.




14- Фото: Ennevi / Arena di Verona


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Главвред




Сообщение: 37617
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.11.13 14:11. Заголовок: Спасибо за продолжен..


Спасибо за продолжение!

Чет подумалось: хотя образ дон Жуана и привлекает мастеров искусства своей неоднозначностью (возможностью различных трактовок и т.д.) не первый век, собственно опера популярна прежде всего благодаря прекрасной музыке Моцарта. Не напиши он эту оперу, где был бы сейчас дон Жуан?
Klo пишет:
 цитата:
Если даже Пушкин не справился - кому это может быть под силу?

Не, ну почему Пушкин не справился?
У Пушкина свой взгляд на сего героя, которого он представляет (как я это понимаю) человеком, искренне отдающимся своим страстям. Т.е. в поведении и в чувствах Гуана я не вижу хладнокровного расчета - соблазнить одну, вторую, третью. Он просто влюбляется - и полностью отдается своим чувствам - на какое-то время. До новой "настоящей" любви.
Высоцкий, как мне кажется, своим талантом и харизмой - просто вдохнул в него новую жизнь, сделал этот образ зрительно ярким и незабываемым, вместе с тем оставаясь в рамках пушкинской трактовки знаменитого распутника.

______
Делай, что должно, и пусть будет, что будет.(с)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
девушка в шляпке




Сообщение: 29836
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.11.13 21:27. Заголовок: Klo пишет: Поэтому,..


Спасибо за продолжение и с трепетом жду разговора о разных постановках.

Klo пишет:

 цитата:
Поэтому, пока специалисты разбираются: шедевр это или нет, - простые смертные, вроде меня, будут оценивать именно так: нравится-не нравится, берет за душу - не берет. Вот и все! Только такой "компас" действует сейчас для меня.



Вот и приходится простым зрителям-слушателям "выковыривать" из "постструктурной деструкции" засыпанные ею бриллианты, главное, чтобы они там на самом деле были, иначе никакая посткультура не спасет.

apropos пишет:

 цитата:
собственно опера популярна прежде всего благодаря прекрасной музыке Моцарта. Не напиши он эту оперу, где был бы сейчас дон Жуан?


А мне кажется, он так или иначе бы прорвался через века. Моцарт ведь написал, и это было, видимо, предопределено?

apropos пишет:

 цитата:
Высоцкий, как мне кажется, своим талантом и харизмой - просто вдохнул в него новую жизнь, сделал этот образ зрительно ярким и незабываемым, вместе с тем оставаясь в рамках пушкинской трактовки знаменитого распутника.


И придав распутнику черты мужественности. То же самое сделал и ИА с моцартовским Доном.

Каждый заблуждается в меру своих возможностей. (с) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1197
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.13 00:48. Заголовок: Хелга пишет: У Пушки..


Хелга пишет:
 цитата:
У Пушкина свой взгляд на сего героя, которого он представляет (как я это понимаю) человеком, искренне отдающимся своим страстям.

Ой, дамы, что я сейчас смотрела! Спектакль Школы драматического искусства "Каменный гость" или Дон Жуан мертв, постановка Анатолия Васильева, опера Даргомыжского на сцены из "Каменного гостя" Пушкина. Чтобы не смазывать впечатления, скажу, что Е.Н. обещала про этот спектакль написать, а я тогда вставлю свои "копейки". Пока же: вначале чуть не уснула, потом смех разобрал, а потом поняла, что мне срочно нужно противоядие в виде Моцарта в исполнении ИА. Вот такая я совсем-совсем непродвинутая оказалась

Хелга пишет:
 цитата:
с трепетом жду разговора о разных постановках.

Продолжаю...

Е.Ш. В зальцбургском спектакле, приобретшем статус классики, во многом благодаря дирижерскому мастерству В.Фуртвенглера, образ Дон Жуана создает Чезаре Сьепи, один из лучших исполнителей этой роли в ХХ веке, герой исполнен радости и полноты жизни, о которых писал А.Камю.



Все его приключения и похождения – результат избытка жизненной энергии и широты натуры, которая нуждается в новых впечатлениях и получает от них искренне удовольствие. Препятствия воспринимаются им как досадное недоразумение, которое легко преодолеть, и когда он наталкивается на непреодолимость воли Командора, его охватывает не столько страх, сколько раздражение от того, что он перестает владеть ситуацией. Финал, при всей его интенсивности, не несет в себе роковой развязки судьбы, избранной по своей воле и ведущей к неминуемому, - скорее, это неблагоприятное для героя стечение обстоятельств. Чезаре Сьепи абсолютно убедителен в своем неприкрытом гедонизме, готовности отдаваться всем своим увлечениям и радостному шествию по жизни, которое прерывается неудачным для него стечением обстоятельств.



Противоположная, но не менее убедительная интерпретация образа севильского соблазнителя создана Франко Дзефирелли и Ильдебрандо Д’Арканджело, одним из самых известных исполнителей этой роли в наши дни, в уже упомянутом спектакле Арена ди Верона.

15

Образ Дон Жуана может показаться мрачным и деструктивным, но в тоже время он вполне соответствует представлениям о романтическом герое - он как будто сошел со страниц Гофмана, описывающего совершенно другую эпоху: «Одна из дам заметила, что ей пришелся совсем не по вкусу Дон Жуан: слишком уж итальянец был мрачен, слишком уж серьезен и вообще недостаточно легко подошел к игривому и ветреному образу героя».16 Герой Д’Арканджело живет в экзистенциальном вакууме (по терминологии В.Франкла), о чем говорит и сам исполнитель, который посвятил созданию этого образа всю свою творческую жизнь, пройдя через самые разные трактовки. «Лично мне сегодня Дон Жуан представляется персонажем, старающимся заглушить внутреннюю пустоту. То исступление, с которым он ищет внимания женщин, то неистовство, с которым он обольщает их, – это попытка убежать от самого себя. Я думаю, что Дон Жуан есть в каждом из нас. Нужно лишь разобраться в какой форме он в нас проявляется”. 17 Универсальность образа в данном случае не подчеркивается его внешней модернизацией – напротив, все события, приобретающие характер драматического нарратива, развертываются на фоне нарочито преувеличенной и драматизированной барочной роскоши. В обеих постановках воссоздается контекст эпохи, в которой отношения героя и его окружения обусловлены культурными доминантами своего времени.

О.Д. И вот Мачерата. А теперь я буду постепенно вспоминать вопросы, которые задавала выше, потому что здесь вполне могут найтись ответы на них.



Скажу сразу: я увидела того самого Дона Жуана! И услышала, прошу заметить, потому что было время, когда я легкомысленно заявляла, что Моцарту не страшны любые исполнители, что мне все равно, кто поет, потому что эта музыка способна сотворить чудо с любым певцом.
Но вот тут я и поняла, как же я заблуждалась… Я еще не сказала, кто же был тем самым настоящим Доном Жуаном? Непростительно с моей стороны! Это был все тот же Ильдебрандо Д’Арканджело!



Постановка потрясла меня всем: цветовое решение, композиция сцены, костюмы, взаимоотношения персонажей! Музыка! Пение! Было прекрасно все! Это была та самая опера, о которой можно сказать: «Волшебный мир!» Такое впечатление, что этот «Дон Жуан» материализовался как ответ на вопрос: имеет ли право на существование режиссерская опера. Такая – да! Крайне редко, когда мне хотелось ухватить все в целом и рассмотреть в мелочах и подробностях.
Декорации. Абсолютно минимальны: постель, такая победно-манящая на этой сцене, в этих насыщенных оттенках, золотисто-бронзовых и красных! И в противовес - огромные зеркала с уходом в другое измерение. Каждая сцена и каждая картинка видео – это самостоятельное произведение искусства.
Костюмы… Неповторимая фактура каждой ткани, так что работает не только цвет. Белоснежное платье Донны Анны, сияюще гладкое, и теплый молочный оттенок платья Церлины, да еще с такой рельефной фактурой, что ее хочется рассмотреть и потрогать, золотисто-желтые и почти янтарные платья Донны Эльвиры и на фоне всего этого яркий Дон Жуан: то он в красном, то он в белом, а в финальной сцене красный прячется до поры до времени под мрачным серым…



Взаимоотношения… Всё здесь проникнуто чувственностью: откровенной, яркой и жизнеутверждающей. Постановка почти вызывающе эротична, но это настолько красиво, что просто захватывает дух. В этом нет ни малейшего привкуса, никакой грязи, в этом упоение жизнью, молодостью и любовью... Особенно если учесть, что все герои молоды и красивы.
Музыка и пение. Если учесть, сколько вариантов я уже прослушала, и сколько раз повторила то, что мне особенно нравится, то тем более удивительно, что я слушала и наслушаться не могла! Даже Мазетто, до которого мне обычно нет никакого дела, даже Донна Анна, которая порой утомляет, даже Дон Оттавио, которого я обычно пропускаю, потому что нахожу невыразимо скучным. Я не могла оторваться вообще!



А пара Дон Жуан-Лепорелло (Андреа Кончетти – Ильдебрандо Д’Арканджело) – они оба совершенны: и внешне, и вокально. Они хороши вместе и каждый в отдельности, и меня проняли до слез рыдания Лепорелло во время победного финального ансамбля.



А вот теперь я готова сказать, каким же мне видится Дон Жуан, как герой, как человек.
Для меня - это природа, стихия, а вовсе не просто дамский угодник, иначе эта история меня никак не может затронуть. А это именно та версия, которая меня способна убедить в самом существовании Дона Жуана. Здесь есть жизнь во всей красе, радость жизни просто искрит, тут я поняла, что Дон Жуан - это про любовь, тут есть насмешка над стереотипами.
И вот тут я, наконец, поняла, о чем же опера «Дон Жуан»… Все просто: она о победе человека над высшими силами. Весь финал только об этом. А все эти реплики: «наказанный развратник», и прочее – только внешняя оболочка, маскарад. Ведь если разобраться, то все грехи и пороки – это то, что присуще только человеку, без них и человека не было бы. И судя по всему, их искоренение приблизит человека к Всевышнему, а, следовательно, человека в нем и не останется. Так вот Дон Жуан и бросает дерзкий и смелый вызов, не позволяя себе отказаться от своей человеческой сути! И я полностью с ним!

15- http://www.rubelli.com/INTERnet/sito_v5/en/press/news-and-releases/2012/06/21/rubelli-on-stage-at-the-verona-arena
16- Гофман Э.Т.А. дон Жуан. С. 88
17- http://ru.euronews.com/2012/07/26/don-giovanni-the-great-seducer)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2272
Настроение: Зимнее
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.13 10:33. Заголовок: Klo пишет: я, након..


Klo пишет:

 цитата:
я, наконец, поняла, о чем же опера «Дон Жуан»… Все просто: она о победе человека над высшими силами. Весь финал только об этом. А все эти реплики: «наказанный развратник», и прочее – только внешняя оболочка, маскарад. Ведь если разобраться, то все грехи и пороки – это то, что присуще только человеку, без них и человека не было бы. И судя по всему, их искоренение приблизит человека к Всевышнему, а, следовательно, человека в нем и не останется. Так вот Дон Жуан и бросает дерзкий и смелый вызов, не позволяя себе отказаться от своей человеческой сути! И я полностью с ним!


Klo, замечательно сказано

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
девушка в шляпке




Сообщение: 29839
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.13 23:03. Заголовок: Е.Н. пишет: Все его..


Е.Н. пишет:

 цитата:
Все его приключения и похождения – результат избытка жизненной энергии и широты натуры, которая нуждается в новых впечатлениях и получает от них искренне удовольствие. Препятствия воспринимаются им как досадное недоразумение, которое легко преодолеть, и когда он наталкивается на непреодолимость воли Командора, его охватывает не столько страх, сколько раздражение от того, что он перестает владеть ситуацией.



Е.Н. пишет:

 цитата:
Герой Д’Арканджело живет в экзистенциальном вакууме (по терминологии В.Франкла), о чем говорит и сам исполнитель, который посвятил созданию этого образа всю свою творческую жизнь, пройдя через самые разные трактовки. «Лично мне сегодня Дон Жуан представляется персонажем, старающимся заглушить внутреннюю пустоту. То исступление, с которым он ищет внимания женщин, то неистовство, с которым он обольщает их, – это попытка убежать от самого себя. Я думаю, что Дон Жуан есть в каждом из нас. Нужно лишь разобраться в какой форме он в нас проявляется”. 17



Klo пишет:

 цитата:
Взаимоотношения… Всё здесь проникнуто чувственностью: откровенной, яркой и жизнеутверждающей. Постановка почти вызывающе эротична, но это настолько красиво, что просто захватывает дух. В этом нет ни малейшего привкуса, никакой грязи, в этом упоение жизнью, молодостью и любовью... Особенно если учесть, что все герои молоды и красивы.



Собрала вместе эти замечательные цитаты, потому что хочется объединить эти мысли к вопросу об образе Дон Жуана. Как мне представляется, в нем есть все это и сразу - жизненная энергия и любовь к жизни - а как без них любить женщин?; и ощущение внутренней пустоты, естественной для деятельного энергичного человека, не находящего применения своим силам; чувственность, эротика - а куда же без них, это должно быть по умолчанию. Я бы добавила сюда бессмысленную жестокость и пролитую кровь, которые, как ни печально, прикладываются к результатам деятельности Дона и его жизненным поискам. И, исходя из всех этих качеств сего субъекта и своего восприятия, не могу не поспорить с:
Klo пишет:

 цитата:
о чем же опера «Дон Жуан»… Все просто: она о победе человека над высшими силами. Весь финал только об этом. А все эти реплики: «наказанный развратник», и прочее – только внешняя оболочка, маскарад. Ведь если разобраться, то все грехи и пороки – это то, что присуще только человеку, без них и человека не было бы. И судя по всему, их искоренение приблизит человека к Всевышнему, а, следовательно, человека в нем и не останется. Так вот Дон Жуан и бросает дерзкий и смелый вызов, не позволяя себе отказаться от своей человеческой сути!


Думаю, что Жуану даже в голову не приходит покаяться или отказаться от своих грехов, от ощущения власти над всем и вся, потому что они стали его сутью, он выбрал такое применение своим жизненным силам, и потому он просто не может остановиться, мчась своим сумасшедшим путем. Встреча со статуей Командора ставит его в тупик, он не может признать себя побежденным, потому и идет, очертя голову, в чистилище или куда там еще. Не вызов это, а инерция бешеной неудовлетворенной натуры, живущей властью. Ведь перед ним никто не ставил выбор: "Откажись от себя и ты станешь Богом, но перестанешь быть человеком!"

Каждый заблуждается в меру своих возможностей. (с) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1199
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.13 08:47. Заголовок: Дебора, Хелга http:..


Дебора, Хелга

Хелга пишет:
 цитата:
Я бы добавила сюда бессмысленную жестокость и пролитую кровь, которые, как ни печально, прикладываются к результатам деятельности Дона и его жизненным поискам.

Но жестокости как таковой нет, тем более, бессмысленной. Командора он убивает на поединке, причем, делает это весьма неохотно, в силу обстоятельств. И в случае с Мазетто он всего лишь хочет проучить наглеца, хотя вот тут мог бы и убить совершенно безнаказанно. Жестокость ему приписывается на основе общих представлений, как о «вместилище пороков». Если отсутствие способности сострадать - жестокость, да, он жесток. Мне почему-то кажется, что он не представляет страданий покинутых женщин, даже не задумывается об этом. Но на самом деле, это просто проявление все той же душевной пустоты, а, скорее, отсутствие собственной способности страдать.

Хелга пишет:
 цитата:
Встреча со статуей Командора ставит его в тупик, он не может признать себя побежденным, потому и идет, очертя голову, в чистилище или куда там еще. Не вызов это, а инерция бешеной неудовлетворенной натуры, живущей властью. Ведь перед ним никто не ставил выбор: "Откажись от себя и ты станешь Богом, но перестанешь быть человеком!"

Покаявшись, никто не станет Богом, такого никогда не было и не будет. Поэтому такой выбор не стоит ни перед кем, и стоять не может. Я не сильна в религиозных теориях покаяния, поэтому и углубляться в них не стану. Но вызов он, безусловно, бросает, инерция это или храбрость. Вряд ли кто угодно может испытывать только одно чувство, чаще всего любое состояние – это гремучая смесь самых разнообразных эмоций, тем более в такой ситуации. Тут и страх, и бравада, и дерзость, и отчаяние, и мужество… Посмотрите, как проиллюстрировал эту сцену Пицци: вначале Командор возвышается над Доном Жуаном, но потом тот словно вырастает, и уже Командор мельчает, утрачивает свою роль провозвестника высших сил, мстителя… А высшие силы в Мачерате – это олицетворение самых необузданных страстей, которые только и способны нас погубить.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Главвред




Сообщение: 37618
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.13 21:22. Заголовок: Klo http://jpe.ru/g..


Klo
Очень красивое и образное описание постановки!
Что до собственно образа дон Жуана...
Klo пишет:
 цитата:
Жестокость ему приписывается на основе общих представлений, как о «вместилище пороков». Если отсутствие способности сострадать - жестокость, да, он жесток (...) он не представляет страданий покинутых женщин, даже не задумывается об этом

То, что он не задумывается о страданиях, им же нанесенных, никак не может его оправдывать.
Ну да, он действует не хладнокровно расчетливо, а всего лишь эгоистично ищет для себя удовольствия, при этом не щадя ни жизни, ни чувства других людей. Но ведь жестокость не перестанет быть жестокостью в зависимости только от того, осознается она или нет тем, кто (вольно или невольно), но причиняет страдания другим.
Что-то вспомнился в связи с этим Печорин. Он, конечно, не дон Жуан, но так или иначе всех женщин, с которыми сводит его судьба, делает несчастными. Спасает Бэлу - и губит ее, влюбляет в себя княжну Мэри - и бросает ее. Не говоря о Вере... Жесток ли он по отношению к ним - или его тоже можно оправдать?

______
Делай, что должно, и пусть будет, что будет.(с)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1200
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.13 22:15. Заголовок: apropos http://jpe...


apropos пишет:
 цитата:
он действует не хладнокровно расчетливо, а всего лишь эгоистично ищет для себя удовольствия, при этом не щадя ни жизни, ни чувства других людей. Но ведь жестокость не перестанет быть жестокостью в зависимости только от того, осознается она или нет тем, кто (вольно или невольно), но причиняет страдания другим.

Увы, боюсь немного найдется людей, которые с чистой совестью могут сказать: "Я никогда не причинил никому боли".

А вот что я прочла у психолога Татьяны Сизиковой по поводу Дона Жуана click here
 цитата:
По мнению П.П.Гайденко, образ Дон Жуана у Моцарта, Байрона, Мольера, Кьеркегора пропитан идеей непосредственности великого соблазна и демоническим характером направленности этой непосредственности. Музыкальность эротизма, чувственности и восхищение роком влекли великих мужей к раскрытию темы Дон Жуана, но осталось невзначай незамеченным то, что в стремлении овладения женщиной у Дон Жуана есть сильное стремление быть овладевшим ею.

Как Вам такая точка зрения?

Но я продолжаю, поскольку впереди еще одна постановка, где герой наверняка получит по заслугам сполна!
И, с вашего разрешения, сделаю это в следующем посте.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 138 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 77
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Ramblers Top100