Apropos | Клуб "Литературные забавы" | История в деталях | Мы путешествуем | Другое
АвторСообщение





Сообщение: 1189
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.13 15:59. Заголовок: Диалоги о... Культуре, опере, а, возможно, и еще о чем-нибудь...


Шапинская Е.Н., д.ф.н., проф.

Культура начала ХХI века представляет собой сложное пространство взаимодействия разных направлений, тенденций, культурных форм. Прошлое и настоящее сливаются в репрезентациях, в которых чувство историчности кажется потерянным или забытым. Глобальная информатизация делает доступным все шедевры мировой культуры в цифровом формате, а классическое искусство тиражируется во всех формах масс медиа. В результате границы между "высокой", "элитарной" и популярной культурой стираются. Попадая в орбиту популярной культуры, классические формы переосмысливаются, переживаются с точки зрения системы эстетических ценностей современного человека, а мнение экспертов, интеллектуалов, искусствоведов чаще всего остается в пределах узкого круга специалистов. Этот разрыв вряд ли благоприятен для искусства, которое должно быть частью живой жизни культуры и в то же время не терять той ценности, которое оно приобрело в истории и которая стала предметом философской рефлексии и академического дискурса. Мы предлагаем сопоставить две точки зрения - профессиональную и "любительскую" на некоторые известные произведения искусства и в форме диалога выяснить, что в них важно для культуролога, посвятившего многие годы изучению и осмыслению текстов культуры, а что - для человека, любящего искусство и воспринимающего его непосредственно, эмпатически.
На наш взгляд, такие беседы, дискуссии, иногда споры могут быть полезны как для профессионалов, зачастую не представляющих себе бытия классических произведений в пространстве популярной культуры, так и для любителей, которые могут подкрепить свое эмоциональное восприятие интеллектуальной рефлексией, увеличив тем самым свой "культурный капитал".

В роли собеседника-непрофессионала - Добренкова Ольга, дизайнер. А также все желающие...

По материалам: http://cult-cult.ru//

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 138 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]







Сообщение: 1246
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.13 23:21. Заголовок: Хелга, apropos http..


Хелга, apropos

Я очень извиняюсь - из-за работы, окаянной, выпала из жизни. Но вот-вот разговор по Флейту продолжу: у меня две постановки на очереди.

Кстати, Молли тоже горозилась про свою Флейту рассказать .

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
девушка с клюшкой




Сообщение: 29945
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.13 20:21. Заголовок: Жду, сижу на лавке, ..


Жду, сижу на лавке, слушаю "Волшебную флейту". Пока прониклась бергмановской постановкой.

Каждый заблуждается в меру своих возможностей. (с) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1247
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.13 22:26. Заголовок: Хелга http://jpe.ru..


Хелга

Пока ждешь - вопрос


 цитата:
"Я считаю, - размышляет Саймон Кинлисайд, - что здесь Моцарт задает вопрос публике: Что вы хотите от этой жизни? - и сразу же Моцарт создает короткую мелодию для колокольчиков, состоящую всего из 10 нот... Я подумал о другой мелодии, тоже состоящей из 10 нот, которая появилась 4 месяца спустя - (начало "Марсельезы"). Почему человек, который мог написать все что угодно в этом мире, выбрал это сходство? - только для того, чтобы сказать: То, что вам нужно, это свобода. Свобода быть теми, кто вы есть... не следовать социальным нормам. "



Так вот. Почему эту "мелодию свободы" Моцарт отдал не кому-нибудь, а мавру Моностатосу? Я пристаю с этим ко всем и пытаюсь иногда думать об этом сама. Пока ничего толкового в голову не приходит. Могу только сказать, что музыкльная тема Мавра кажется мне наиболе яркой, при каждом его, пусть и коротком, появлении.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
девушка с клюшкой




Сообщение: 29948
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.13 16:37. Заголовок: Кинлисайд здесь умоз..


Кинлисайд здесь умозрительно рассуждает, связь меж колокольчиками Моцарта и началом Марсельезы довольно относительна. Но если говорить о свободе и Моностатосе, то он единственный во всей этой истории, кто поступает самостоятельно, а не действует по указанию волшебных и прочих сил.
И вот не могу в этой вещи выделить никого для себя, воспринимается только в комплексе, нет личностного отношения. Красивая вещь, пока только так.

Каждый заблуждается в меру своих возможностей. (с) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1258
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.14 09:47. Заголовок: Вот и пришло время д..


Вот и пришло время для нового диалога. Не буду скрывать - тема самая что ни на есть любимая, потому что Свадьба Фигаро Моцарта... Это... Это... Уж сколько сказано-пересказано, говорено-переговорено, написано, придумано, а все равно она манит и будоражит, не отпускает никак. Меня, во всяком случае. Так что я очень рада, что представилась возможность еще раз вернуться к этому и посмотреть на все с другой точки зрения.

Итак!

Е.Шапинская, О.Добренкова
Диалог о "Свадьбе Фигаро": проблема власти и сопротивления в пьесе Бомарше и опере Моцарта: интерпретация в различных контекстах.
Пубикуется по материалам журнала "Культура Культуры" click here

"Свадьба Фигаро» Моцарта - это комедия, темными полутонами изображающая размытые границы между уходящим Феодализмом и зарождающимся Просвещением

Е.Ш. Формы власти в культуре и обществе многообразны, от прямого принуждения и насилия вплоть до внешне свободного выбора в различных жизненных ситуациях, в основе которого лежат скрытые властные стратегии манипулирования. В любом случае там, где есть власть, она воплощается в фигурах Господствующего субъекта, а подчиненные ему объекты всегда имеют тенденцию оказывать сопротивление. Это отношение составляет одну из базовых оппозиций культуры, проявляющихся на всех уровнях социума начиная с крупных социальных формаций и вплоть до межличностных отношений.
Мы обратимся к произведению, которое стало одним из наиболее противоречивых и актуальных художественных деклараций своего времени, и в то же время обрело "вневременное" существование, становясь предметом интерпретации в самых разных пространственных и темпоральных контекстах - к опере Моцарта "Свадьба Фигаро, написанной на сюжет комедии Бомарше, вызвавшей в свое время весьма негативную реакцию со стороны властей. Сразу оговоримся, что будем рассматривать те постановки оперы, которые не содержат внешней "модернизации", дабы избежать необходимости отдельно рассматривать проблему переноса культурного текста в другой социокультурный контекст.
Сюжет оперы заимствован из комедии П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1781), которая представляет собой вторую часть драматической трилогии (первая часть — «Севильский цирюльник», 1773, — послужила основой одноименной оперы Д. Россини). "Как известно, Бомарше написал драматическую трилогию: “Севильский цирюльник” (1775), “Женитьба Фигаро” (1784) и “Виновная мать” (1792). Россини выбрал для своей оперы первую часть трилогии, Моцарт — вторую, третья же оказалась невостребованной, хотя на сцене шла с триумфом. Возможно, музыкальный неуспех “Виновной матери” был связан с тем, что Фигаро с годами утратил былой блеск и остроумие, а граф Альмавива остепенился и превратился в примерного семьянина." 1



Премьера состоялась 1 мая 1786 года. По свидетельству современников, "...успех был такой, что многие номера пришлось повторять по два раза, отчего опера шла вдвое дольше. А ведь она и так идет четыре часа! Император Йозеф отдал распоряжение: повторять на бис только отдельные арии, а не целые номера. "Только гений Моцарта мог превратить громоздкий и запутанный сюжет Бомарше в легкое, оживленное, плотно подогнанное, непрерывное действо, где преобладают ансамбли, а музыкальные характеристики точно ложатся на индивидуальность персонажей. По сути, он создал на основе итальянской комедии-буфф новый жанр — комическую оперу." 2 Тем не менее, истинный успех пришел к "Фигаро" в Праге, городе, который с восторгом встречал сочинения композитора.



О.Д. Я прочла о громоздком и запутанном сюжете Бомарше и весьма удивилась, поскольку для меня знакомство с этим произведением состоялось в таком порядке: спектакль театра Сатиры, абсолютно блестящий и на долгие годы расставивший акценты в этой истории – неподражаемая пара граф (Александр Ширвиндт) – Фигаро (Андрей Миронов), в которой воздаешь должное графу, но все симпатии на стороне Фигаро; потом сама пьеса (вся трилогия Бомарше), и уже спустя много лет опера Моцарта в самых разных постановках. Никогда сюжет не казался мне громоздким, он запутан, это верно, но вполне соответствует названию «Безумный день». День выдался поистине безумным, как для участников событий, так и для зрителей, причем накал страстей и динамика событий в финале ничуть не утрачивает своей остроты, когда наконец-то наступает развязка.

Е.Ш. Если основной пафос комедии Бомарше носит остро социальный характер, шедевр Моцарта концентрируется в большей степени на моментах межличностных отношений, интриги, эротики, что обусловлено самой спецификой жанра. Пьеса сохранила свое значение до наших дней по причине "...своей революционной направленности, остроумия и выразительности. Работа Моцарта и да Понте - это нечто другое. Commedia per musica (музыкальная комедия), как говорится в названии (более не opera buffa), произведение, в котором никоим образом нет недостатка в социальных импликациях, но более веселое, человечное и вдохновенное".3

О.Д. В этом перечне революционную направленность я бы перенесла на последнее место, потому что чем дальше от нас та эпоха, тем менее актуальной становится противостояние господин-слуга. Любое время имеет свои примеры взаимодействия хозяин-подчиненный, поэтому, как мне кажется, сейчас на первый план выдвигается именно противостояние характеров, вне зависимости от положения на социальной лестнице.
А Моцарт… Интересно, почему для своей оперы Моцарт выбрал только вторую часть трилогии Бомарше? Разве не хотелось ему создать свою? Или все-таки первая и третья части не отвечали тем задачам, которые он ставил перед собой? Когда слушаешь "Свадьбу Фигаро", ее захватывающая стремительность естественна как дыхание, все герои – живые люди, их взаимодействие настолько реально и подлинно, что я уже давно считаю их своими давними знакомыми, с которыми хочется встретиться вновь и вновь, чтобы узнать, как они поживают, что у них новенького. И хотя история остается прежней – каждый раз все персонажи открываются по-новому, каждый раз в них находятся новые, прежде незамеченные стороны.

Е.Ш. И все же идея противостояния Фигаро и Сюзанны казалось бы незыблемой власти графа Альмавивы делает возможным социально акцентированную интерпретацию этого произведения. "... основная мысль пьесы Бомарше — идея морального превосходства простолюдина Фигаро над аристократом Альмавивой — получила в музыке оперы неотразимо убедительное художественное воплощение", - утверждают музыковеды. 4 Но более широкий взгляд на оперу как на культурный текст убеждает нас в том, что это превосходство - вопрос политики репрезентации, и в различные культурно-исторические периоды с различными культурными доминантами отношения героев пьесы могут меняться с точки зрения отношений власти вплоть до реверсии. В эпоху создания оперы она имела как социальное значение, связанное с ее литературным первоисточником, так и художественное, поскольку в ней были показаны новые возможности старой формы. Фиксированные маски уступают место живым человеческим характерам, что делает коллизии и конфликты сюжета более драматичными, а властные отношения - более сложными и динамичными, чем в традиционной "опере буффа".

О.Д. Может быть, в этом-то и состояла для Моцарта привлекательность именно этого сюжета: непредсказуемые ситуации, живые характеры, противостояние не только социальное (граф – слуги), но и человеческое (Фигаро - садовник или Дон Бартоло), причем противостояние, оборачивающееся самой неожиданной стороной. Жизни персонажей так тесно переплетены, что развитие ситуаций становится совершенно неожиданным, запутываются герои, запутываются зрители-слушатели, открывая самый широкий простор для тех, кто вновь и вновь рассказывает нам эту историю.

Е.Ш. Властные отношения, как у Бомарше, так и у Моцарта и да Понте проявляются в двух сферах - социальной и гендерной, причем эти сферы пересекаются, усиливая как доминантную, так и подчиненную позицию. Можно выделить несколько вариантов соотношения "Господство/подчинение" применительно к главным героям - Фигаро и графу Альмавиве, с одной стороны, и их отношениям с женскими персонажами - Сюзанной (невестой Фигаро) и графиней (той самой Розиной, чья любовная история рассказана в "Севильском цирюльнике"), с другой. Эти варианты воплощены в выбранных нами постановках, которые наиболее наглядно демонстрируют конструкцию властных отношений и воплощающих их фигур в зависимости от многих факторов: культурных доминант эпохи, политики репрезентации в данный период, личной позиции и личностных характеристик создателей и исполнителей спектакля.

О.Д. Причем сейчас все большее значение приобретает личностный подход, как мне кажется, особенно после многих просмотренных и прослушанных вариантов. Именно "Свадьба Фигаро" заставила меня задаться вопросом: насколько определяет характеры персонажей режиссер (дирижер), насколько жесткими являются те рамки, в которых сами певцы могут рисовать портреты своих героев? Может ли исполнитель полностью изменить акценты, заданные авторами и постановщиками и создать совершенно новый образ - неожиданный, но абсолютно достоверный и подлинный?



1 - Белла Езерская, Чайка Seagull.№23(58) http://www.chayka.org/article.php?id=991

2 - Там же

3 - Там же. С. 431

4 - URL http://www.belcanto.ru/figaro.html



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
девушка с клюшкой




Сообщение: 30178
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.14 20:44. Заголовок: Klo пишет: тема сам..


Klo пишет:

 цитата:
тема самая что ни на есть любимая, потому что Свадьба Фигаро Моцарта... Это... Это... Уж сколько сказано-пересказано, говорено-переговорено, написано, придумано, а все равно она манит и будоражит, не отпускает никак.



О, да, тема расчудесная, пьеса, театральная постановка и опера разлюбимые, вариаций множество!

Klo пишет:

 цитата:
Я прочла о громоздком и запутанном сюжете Бомарше и весьма удивилась, поскольку для меня знакомство с этим произведением состоялось в таком порядке: спектакль театра Сатиры, абсолютно блестящий и на долгие годы расставивший акценты в этой истории – неподражаемая пара граф (Александр Ширвиндт) – Фигаро (Андрей Миронов), в которой воздаешь должное графу, но все симпатии на стороне Фигаро; потом сама пьеса (вся трилогия Бомарше), и уже спустя много лет опера Моцарта в самых разных постановках.



Да, очень согласна, сюжет не кажется громоздким, но, видимо, благодаря великолепной "Женитьбе Фигаро" театра Сатиры, которая в свое время вызвала интерес и к самой пьесе - одна из немногих прочитанных пьес, потому и герои любимы и знакомы, и ситуации изучены до деталей. И реплики цитируемы. И опера легко ложится на всю эту почву, брызжущая музыкой Моцарта.

Каждый заблуждается в меру своих возможностей. (с) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Главвред




Сообщение: 37790
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.14 21:51. Заголовок: Klo http://jpe.ru/g..


Klo

Ой, здорово - любимая Женитьба Фигаро! И уже очень интересно!
И не удержусь, отвечу:
Klo пишет:
 цитата:
Может ли исполнитель полностью изменить акценты, заданные авторами и постановщиками и создать совершенно новый образ - неожиданный, но абсолютно достоверный и подлинный?

На мой взгляд - может, если это по-настоящему талантливо, а не пиар-ходный, китчевый эпатаж.

______
Делай, что должно, и пусть будет, что будет.(с)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1259
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.14 08:51. Заголовок: Хелга http://jpe.r..


Хелга

apropos

apropos пишет:
 цитата:
На мой взгляд - может, если это по-настоящему талантливо, а не пиар-ходный, китчевый эпатаж.

А вот это мы и увидим в конце концов!

До вечера!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1260
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.14 22:04. Заголовок: Е.Ш. Во многом это з..


Е.Ш. Во многом это зависит от того, какой тип господства показан в постановке. Отношение господства/подчинения носит различный характер в зависимости от характера отношения. Первый из них – «легальный» - основан на соображениях закона и целерациональном действии. Второй тип господства – традиционный, основанный на вере «не только в законность, но даже в сакральность издревле существующих порядков и властейТретьим типом, выделяемым Вебером, является «харизматическое господство», которое представляет собой полную противоположность «традиционному». Он основан на аффективном типе социального действия.

О.Д. Именно третий тип и интересен, как мне кажется. Интересен тем, что для него нет точного определения, он не имеет рамок и границ, против него нет защиты (или есть?) Насколько сам харизматик осознает свою власть над другими, насколько он использует ее в личных целях и каково его взаимодействие с окружающими. Но если говорить о театре – подобное воздействие, задуманное авторами, должно воплощаться соответствующими исполнителями, поскольку в противном случае это вызывает лишь недоумение. Опере в этом смысле «повезло», поскольку эта власть уже заложена в музыке, но музыка без исполнителей – всего лишь набор символов, написанных на бумаге и понятных лишь немногим, поэтому особую роль здесь играют певцы, которым и суждено создать этот мост между Моцартом и нами, мост, который со временем становится все длиннее, но по-прежнему исчезает в нашем воображении, стоит прозвучать началу увертюры. Не буду идеализировать – эта хрупкая связь вполне может быть утрачена, если, не дай Бог, возникнут проблемы с исполнением, действительные или существующие только в нашем восприятии. Связь рушится, ожидаемая радость сменяется разочарованием… По счастью, применительно к "Свадьбе Фигаро" со мной такого не случалось (или почти не случалось).

Е.Ш. Оппозиция "господство/подчинение" воплощена прежде всего в образах Фигаро и графа Альмавивы, причем различные интерпретации могут наделять тот или иной персонаж различными типами господства. Так, граф может быть представлен как воплощение "патриархального" или "легального" господства в зависимости от замысла постановщиков, в то время как Фигаро, которому отказано и в первом, и втором типе господства, может стать доминантной фигурой, только имея качества харизматика. Время действия оперы - время назревающих перемен, причем дух свободы уже носился в воздухе, что и придает вызову, который бросает слуга своему господину окраску ощущения ветра перемен. В то же время положение графа Альмавивы также неоднозначно - он уверен в своем праве феодала, представляя Фигуру Власти для своих подчиненных, но в то же время постоянно идет на уступки, как бы ощущая неустойчивость своего положения. "Речитатив и ария графа (Vedro, mentr'io sospiro, No 17) - взрыв страсти при мысли о том, что слуга будет наслаждаться счастьем, в котором отказано ему, аристократу". 5



Многие исследователи склонны видеть в Фигаро олицетворение будущей демократизации общества, "человека нового времени". "Главный герой Фигаро (баритон) показан в опере очень разнообразно. Арии Фигаро и ансамбли, в которых он участвует, раскрывают различные стороны его характера: находчивость, лукавство, остроумие.



Ещё более выпукло музыкальный портрет героя очерчен в его арии, завершающей первое действие. Чеканная маршевая музыка с характерными возгласами труб и ударами литавр образно передаёт картину походной солдатской жизни. Ария написана в форме рондо. Основная маршевая тема повторяется трижды с одними и теми же словами ("Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый"), а в заключение звучит у всего оркестра forte. В эпизодах появляется то лёгкая, изящная музыка, то фанфарная." 6



О.Д. Доминантность Фигаро как предвестника перемен, безусловно, заложена в сюжете как пьесы, так и оперы, но фигура графа настолько неоднозначна и сложна, что далеко не всегда в этом противостоянии побеждает Фигаро, каким бы спорным ни казалось это утверждение. Мне кажется, эта каватина, ее исполнение, еще до появления графа может создать некое представление о той расстановке сил, что нас ожидает, в какой пропорции окажутся хитрость и сила, кто выйдет победителем в этой схватке. Да, сюжет постоянен: цели, задачи и действия героев неизменны, они заложены и определены, но история каждый раз рассказывается по-новому, обретая все новый финал, как бы странно это ни звучало.

Е.Ш. Граф Альмавива - "утонченный господин, который хочет быть полновластным хозяином в своем замке"7 - фигура более сложная, чем Фигаро, сочетающая в себе осознание своего права распоряжаться судьбами других людей, и в то же время желание казаться великодушным. Эту неоднозначность характера графа подчеркивает один из лучших исполнителей этой роли Тито Гобби: "Очень сложный человек. Соблазнитель, быть может, не всегда удачливый, но всегда желающий диктовать условия, к тому же ревнивец. Он довольно легко попадается в ловушки, которые ему подстраивают, но тем не менее все время помнит о своем родовом достоинстве". 8


Тито Гобби в роли графа Альмавивы. 9

О.Д. Интересно, насколько это «желание казаться» соответствует его подлинному великодушию и прочим человеческим качествам? Граф, безусловно, сложная фигура, и простор для исполнителей тут практически неограничен. Я бы сказала одно – для меня он должен в любом случае оставаться аристократом, он должен быть на высоте, он просто обязан «не терять лица». Поэтому меня коробят попытки сделать графа истеричным неврастеником, потому что тогда мельчает и само противостояние персонажей, исчезает острота сюжета. Наверное, такому прочтению нельзя отказать в известной занимательности, если режиссер остроумен, а исполнители талантливы, но стоит ли тратить силы на столь недостойную цель? Все же музыка Моцарта вовсе не об этом.

5 - Там же.
6 - http://arsl.ru/?page=40
7 - Тито Гобби. Мир итальянской оперы. М., 1989. С. 51
8 - Там же
9 - http://intoclassics.net/news/2011-10-14-25500


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
девушка с клюшкой




Сообщение: 30183
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.14 10:42. Заголовок: Е.Ш. пишет: Время д..


Е.Ш. пишет:

 цитата:
Время действия оперы - время назревающих перемен, причем дух свободы уже носился в воздухе, что и придает вызову, который бросает слуга своему господину окраску ощущения ветра перемен. В то же время положение графа Альмавивы также неоднозначно - он уверен в своем праве феодала, представляя Фигуру Власти для своих подчиненных, но в то же время постоянно идет на уступки, как бы ощущая неустойчивость своего положения.



И в конечном итоге, если абстрагироваться от времени действия, история вечна - умница, которому нечего терять против того, кто наделен привилегиями. Хотя, привилегии графа как-то легче воспринимать, они все же даны ему по праву рождения, а не случайно или по праву наглости. Хотя, это уже не из области оперы, не туда меня поворачивает.
Просто это дуэль неравных во всем, и неизвестно, кто в ней выиграл.

Klo пишет:

 цитата:
Интересно, насколько это «желание казаться» соответствует его подлинному великодушию и прочим человеческим качествам? Граф, безусловно, сложная фигура, и простор для исполнителей тут практически неограничен. Я бы сказала одно – для меня он должен в любом случае оставаться аристократом, он должен быть на высоте, он просто обязан «не терять лица». Поэтому меня коробят попытки сделать графа истеричным неврастеником, потому что тогда мельчает и само противостояние персонажей, исчезает острота сюжета.


Подозреваю, кого ты имеешь в виду в качестве "истеричного неврастеника", хотя, может и ошибаюсь. А граф, да, очень неоднозначен в пьесе и опере и это дает широчайшие возможности играть и петь его от всей души, если таковая имеется. Тем более, что он способен признавать свои ошибки, а это великое качество для сильного мира сего, да и для всех, разумеется.
Немного перефразируя из другой оперы...

Ah, bravo Figaro! Bravo, bravissimo!
Ah, bravo il Conte! Bravo, bravissimo!

Каждый заблуждается в меру своих возможностей. (с) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1261
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.14 11:56. Заголовок: Хелга пишет: Подозре..


Хелга пишет:
 цитата:
Подозреваю, кого ты имеешь в виду в качестве "истеричного неврастеника", хотя, может и ошибаюсь.

Я попыталась найти другие примеры... Честное слово, их немного. Большинство же... И Бо Сковус в Зальцбурге, и Петер Маттеи в Париже, и Джеральд Финли в ROH... Или уже пациенты психотерапевта, или им пора провериться... Стремление сделать из графа шута почему-то расцветает пышно и буйно...
Впрочем, дирижер Рене Якобс - тот в трех услышанных постановках делает из графа доминанта. Он страется, а исполнители следуют ему в силу своих умений и способностей.

Хелга пишет:
 цитата:
Хотя, привилегии графа как-то легче воспринимать, они все же даны ему по праву рождения, а не случайно или по праву наглости.

Да уж, тут никак не скажешь: "Из грязи - в князи". Так что подчеркнутое Тито Гобби родовое достоинство данного персонажа все-таки выглядит гораздо привлекательнее сомнительных попыток "оживить" действо.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
девушка с клюшкой




Сообщение: 30186
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.14 19:41. Заголовок: Klo пишет: Стремлен..


Klo пишет:

 цитата:
Стремление сделать из графа шута почему-то расцветает пышно и буйно...



Видимо, в знак протеста против высокородной аристократии и ее прав.



Каждый заблуждается в меру своих возможностей. (с) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1262
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.14 21:52. Заголовок: Хелга пишет: Видимо,..


Хелга пишет:
 цитата:
Видимо, в знак протеста против высокородной аристократии и ее прав.

Не-ет! Запомни слова: посткультурный и концептуальный... Тут-то и зарыты все собаки!

Вот Петер Маттеи в Парижской постановке. Ух, хорош!



А это Пьетро Спаньоли у Рене Якобса. Тут уж все серьезно...



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
девушка с клюшкой




Сообщение: 30191
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.14 12:09. Заголовок: Klo пишет: Запомни ..


Klo пишет:

 цитата:
Вот Петер Маттеи в Парижской постановке. Ух, хорош!


Не то слово!

Klo пишет:

 цитата:
Запомни слова: посткультурный и концептуальный...



Стараюсь. По моему скромному разумению, концептуально - это еще куда ни шло. Вот, например, уходя в другую область, пресловутый "Черный квадрат". Он концептуален, поскольку воплощает идею иного живописного подхода к способу обращения к зрителю, либо простую издевку над ним. Можно принимать или не принимать, но концепция есть. А дальше следует пост... но уже не совсем концепция. Абстракция в живописи – это просто красиво или не очень, но суть приходится как-то трактовать. Реализм в живописи объяснять не нужно, социалистический, например, он таковой и есть, реализм вообще – тоже. Импрессионизм – вся его суть в термине. Думаю, это же можно отнести и к опере. Сюжеты всегда просты, даже примитивны, лежат на поверхности, музыка, пение и талант исполнителей вытягивают эти сюжеты, а когда режиссер пытается уйти от простой сути сюжета, выискивая в нем некие постглубины, а в результате на сцене появляется нечто неудобоваримое для зрителя, то или даже талантливым исполнителям не вытянуть его, или талантливый певец или певица вынесут постконцепцию на своих плечах, вопреки ей, концепции, во имя простоты и красоты жизни.
Прошу прощения за корявость изложения.



Каждый заблуждается в меру своих возможностей. (с) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1263
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.14 17:30. Заголовок: Вопрос о режиссуре в..


Вопрос о режиссуре вообще и оперной, в частности, - это нечто, совершенно необъятное. Как, впрочем, любой вопрос, связанный с творчеством.
Хелга пишет:
 цитата:
когда режиссер пытается уйти от простой сути сюжета, выискивая в нем некие постглубины

Режиссеры - творческие люди, а все, что связано с творчеством не имеет четких критериев оценки, увы! Я верю, что большинство режиссеров не просто пытаются найти нечто, а видят что-то свое в каждом сюжете. Впрочем, как и любой из нас. Вопрос в том, какими средствами он пользуются для этого, насколько они профессиональны, и насколько их видение предмета может быть воплощено и воспринято. Тут уж, как говорится - "все на таланте".

Но я продолжаю!



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1264
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.14 17:41. Заголовок: Е.Ш. Анализируя мног..


Е.Ш. Анализируя многочисленные версии оперы с точки зрения доминации того или иного персонажа, можно сделать вывод, что главное место может занимать как Фигаро, так и граф, в зависимости от установки режиссера и личности исполнителя. Обратимся к одной из лучших постановок "Свадьбы Фигаро", которая была переведена в формат фильма-оперы (1976), с участием лучших исполнителей не только своего времени, но и ХХ векам в целом - режиссера Жан-Пьера Поннеля (1932–1988).

О.Д. Именно с этого фильма и началась для меня история со «Свадьбой Фигаро» и оперой вообще. В ту пору я понятие не имела о режиссерской опере, не задумывалась вообще о роли в ней режиссера – считала непреложным, что есть музыка, а все остальное вторично. Сейчас я уже не столь наивна и понимаю, как часто именно музыке приходится выживать под напором современных веяний, но тогда знакомство с оперой произошло, наверное, так, как и должно быть: Моцарт, "Свадьба Фигаро", прекрасная постановка и великолепные исполнители. Признаюсь, что второй спектакль, о котором я даже и упоминать не буду, привел меня в ужас, я и по сей день не способна уделить ему внимание, невзирая даже на личности исполнителей (впрочем, всего лишь некоторых из них).

Е.Ш. Постановка Поннеля показывает, как "складываются реальные судьбы реальных людей, что основано на музыке, а не на своевольной концепции режиссера". 10 Скрупулезное воссоздание режиссером атмосферы эпохи дает более четкое представление о столкновении интересов и характеров, об интригах и непонимании, о стремлении к счастью и желании настоять на своем, показанных на примере одного дня в хозяйстве графа Альмавивы в исполнении одного из величайших вокалистов ХХ века Дитриха Фишер-Дискау. Его персонаж исполнен чувства собственного достоинства и уверенности в своем праве распоряжаться судьбами своих подчиненных, но в то же время он не чужд хитрости и интриги, к которой прибегает, чтобы осуществить свои замыслы в отношении невесты Фигаро, сохранив при этом маску благожелательности и справедливости.

О.Д. Альмавива у Фишера-Дискау получился, на мой взгляд, настоящим «графом»: хозяином, сюзереном, властным и почти спесивым, может быть, чуточку ограниченным, во всяком случае, живость и острота ума ему не присущи. Он не теряет достоинства ни при каких обстоятельствах, мне он интересен только в ансамблях с другими персонажами, которые позволяют ему раскрыться, даже вынуждают его делать это. Именно в своей арии граф показался мне скучным, возможно, потому, что она звучит «за кадром», и я вижу только смену настроений на лице актера (в данном случае именно актера). Этот эпизод не показался мне достаточно выразительным, и я надолго потеряла к интерес к графу как к самостоятельной фигуре.


Д. Фишер-Дискау - граф Альмавива и М.Френи - Сюзанна.
(Скриншот DVD by © 2005 Deutsche Grammophon GmbH)



Е.Ш. Фигаро же в исполнении Германа Прея более откровенен и не скрывает своей враждебности по отношению к человеку, для которого он так много сделал, помогая ему в осуществлении его любви к Розине. Противопоставление этих двух персонажей блестяще показано лучшими исполнителями своего времени. "Немногие баритоны имеют в репертуаре партии Фигаро и Россини, и Моцарта, но в распоряжении Поннеля был один из этих немногих. К середине 70-х годов Герман Прей принадлежал к числу крупнейших вокалистов современности... В придачу к великолепному голосу у Фишера-Дискау были откалиброванная техника и привычка скрупулезно анализировать сценические образы, а у Прея—кристальная искренность и невозможное личное обаяние "11


Герман Прей - Фигаро.
(Скриншот DVD by © 2005 Deutsche Grammophon GmbH)



О.Д. Совершенно верно! Фигаро у Германа Прея наделен всеми качествами, которые я ожидала увидеть у этого героя: ум и живость, остроумие и твердость, умение находить выход в безнадежной ситуации. Легкая манера общения с графом (жаль, что в оперу не вошли их диалоги), почтительно-снисходительная с графиней, любовь к Сюзанне и искренность в сомнительной сцене, когда Фигаро узнает своих родителей, - все это Прей показывает нам ярко и непринужденно.

Е.Ш. Если граф Альмавива представляет собой фигуру Власти благодаря, прежде всего, своему положению, то Фигаро, который по социальным критериям, занимает позицию подчиненного, также может быть представлен как доминирующая фигура по двум причинам. Во-первых, благодаря своему уму и ловкости, которые ранее помогли графу соединиться с любимой Розиной. Но сила Фигаро - не только в его личных качествах. Он - человек переходной эпохи - уже провозвестник грядущего века, где положение в обществе определяется далеко не только и не столько правом рождения, сколько деловыми качествами, ведущими к социальному и личностному успеху.


Дитрих Фишер-Дискау - граф Альмавива, Кири Те Канава - графиня,
Мирелла Френи – Сюзанна, Герман Прей – Фигаро
(Скриншот DVD © by 2005 Deutsche Grammophon GmbH)

10 http://www.simonkeenlyside.info/index.php/performances/performances-opera/nozze-di-figaro-mozart-count-almaviva/2007-01-vienna-nozze-di-figaro

11 Орешенкова С. Жан-Пьер Поннель: мастер неживых картинок. http://www.kinozapiski.ru/data/home/articles/attache/266-327_oreshenkova.pdf



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Главвред




Сообщение: 37795
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.03.14 22:13. Заголовок: Klo, Е.Ш. http://j..


Klo, Е.Ш.

Klo пишет:
 цитата:
музыке приходится выживать под напором современных веяний

Очень точно подмечено!
Вот потому я предпочитаю оперу слушать, а не смотреть, дабы не раздражаться "веяниями".
Впрочем, не раз уже ловила себя на том, что после твоих описаний некоторых постановок, хочется их уже именно увидеть.

 цитата:
(Фигаро) провозвестник грядущего века, где положение в обществе определяется далеко не только и не столько правом рождения, сколько деловыми качествами, ведущими к социальному и личностному успеху.

Кстати, да. У того же Мольера, да и других драматургов того (плюс-минус) времени не раз встречаются подобные "деловые" персонажи, которые успешным образом устраивают дела своих господ, как и свои собственные ("Слуга двух господ" и т.д.)

______
Делай, что должно, и пусть будет, что будет.(с)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1265
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.03.14 11:37. Заголовок: apropos пишет: не ра..


apropos пишет:
 цитата:
не раз уже ловила себя на том, что после твоих описаний некоторых постановок, хочется их уже именно увидеть.

Я рада Жаль, что не все из этого можно увидеть, не выходя из дома. Кстати, я ведь смотрела Золушку и в театре, и в трансляции из Вены. Могу сказать, что одно нисколько не заменяет другое. По-хорошему, надо и то, и другое, потому что какие-то моменты ускользнули от операторов, а что-то я увидела иначе, когда мне показали крупные планы.

На самом деле, есть много достойных постановок, но так, чтобы все совпало: музыка, режиссура, певцы и видеоряд, - это редкость величайшая. Я, пожалуй, могу назвать всего несколько таких вещей. И очень часто многое для меня теряется из-за неудачной работы операторов и качества записи. Кстати, следующая постановка, о которой пойдет речь хороша всем, но вот видеоряд... Порой досада сплошная, но я слишком капризна, я знаю

apropos пишет:
 цитата:
не раз встречаются подобные "деловые" персонажи, которые успешным образом устраивают дела своих господ, как и свои собственные

Забегая вперед, скажу, что продолжение нашего диалога на эту тему, не зафиксированное "на бумаге", привело к выводу: если граф - настоящий аристократ, гильотины ему не миновать, а вот все отклонения помогли бы ему выжить в грядущей революции. Во всяком случае, шансов на то у него горазо больше.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1266
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.14 16:14. Заголовок: Е.Ш. При таком взгля..


Е.Ш. При таком взгляде можно говорить о доминации этого персонажа (Фигаро) как над его окружением, так и над графом, который не обладает такой многогранностью судьбы и опыта, которые являются основой личности его слуги. Фигаро в этом случае становится ее истинным героем, что неизбежно ведет к деконструкции образа графа как властной фигуры. Из многочисленных постановок оперы мы выбрали для иллюстрации подобной реверсии субъектно-объектного отношения героев спектакль театра Ла Скала (2006), поставленный режиссером Джорджио Штрехлером (и возобновленный Мариной Бьянчи).

О.Д. Да, это очень интересный спектакль: хотя на сцене нет перегруженности деталями, только некие минимально необходимые предметы интерьера, но они скупыми, но яркими штрихами рисуют обстановку, в которой происходит действие. Меня порадовала еще и цветовая гамма обстановки и костюмов персонажей, которая очень органично вписывается в общую картину происходящего, не отвлекая внимания и создавая необходимую атмосферу.

Е.Ш. Хотя в спектакле нет политических импликаций, Фигаро (Ильдебрандо Д'Арканджело) становится доминирующим субъектом в силу своего личностного превосходства над графом (Пьетро Спаньоли), который явно уступает своему слуге как интеллектуально, так и эмоционально.


И.Д’Арканджело - Фигаро и Д.Дамрау - Сюзанна.
(Скриншот – DVD © 2011 by Arthaus Musik GmbH)

Это проявляется с самого начала, еще до появления графа Альмавивы на сцене, когда он приcутствует имплицитно в каватине. "Дело не просто в том, что она иронично представляет собой хитроумное объявление слугой Фигаро войны своему хозяину, графу Альмавиве; дело в том, что каватина написана в форме менуэта. В то время менуэт был исключительно привилегией аристократии - факт, который часто приводил специалистов к выводу о том, что Моцарт наделил свою музыку тонкой критикой общества и сословий.





Фигаро в исполнении Ильдебрандо Д'Арканджело - человек, который нисколько не чувствует себя "подчиненным объектом", поскольку внутренне свободен и сознает свою человеческую ценность и достоинство. Хитросплетения его интриг - дань необходимости и понимания ситуации, но ни в коем случае не отражение его сущности. Только в конце, дав волю сомнениям в верности Сюзанны, он полон горечи, чувствуя свое поражение. Но, как нам говорит сюжет, сомнение было лишь испытанием на пути истинной любви, и Фигаро выходит победителем, становясь истинным героем в этой постановке.


И.Д’Арканджело - Фигаро и П.Спаньоли – граф Альмавива
(Скриншот – DVD © 2011 by Arthaus Musik GmbH)

О.Д. Ильдебрандо Д’Арканджело удается показать яркого и незаурядного Фигаро, который на наших глазах проходит через целую гамму настроений: надежда на счастье, гнев на вероломство господина, твердая решимость противостоять графу, которая тут же подсказывает ему хитроумный план. Головокружительная сцена в комнате графини, когда все персонажи вынуждены быстро реагировать на стремительно меняющиеся обстоятельства, удается ему великолепно: Фигаро с честью выходит из всех испытаний, ничуть не теряя лица и утверждая свое превосходство над господином. Дело доходит практически до открытого вызова, когда граф пытается уличить его во лжи, чувствуется, что найдя родителей, Фигаро обрел новые силы, только вот граф, уже не способный контролировать ситуацию, не успел осознать это.

Е.Ш. Этот элемент реверсии властной позиции усилен явной неспособностью графа занять позицию жесткой доминации в отношениях как с подчиненными, так и с женскими персонажами оперы. Пьетро Спаньоли показывает красивого и томного господина, который недоумевает, когда события идут не в соответствии с его желаниями и планами. У него нет ни внутренней силы Фигаро, ни жесткости, которую обретал этот персонаж в исполнении Фишер-Дискау в тех эпизодах, когда происходит открытая конфронтация между героями. Тем не менее, он вполне привлекателен, обладая мягким очарованием, не поддаться которому было для Сюзанны явным испытанием.


П. Спаньоли - граф Альмавива, Д. Дамрау – Сюзанна
(Скриншот – DVD © 2011 by Arthaus Musik GmbH)



О.Д. Полностью соглашаясь с такой оценкой графа, могу сказать, что мне хотелось бы посмотреть эту постановку еще и с другими исполнителями, потому что в арсенале Пьетро Спаньоли есть варианты характера графа, которые не менее убедительны: властный и довольно высокомерный господин, не намеренный уступать возне домочадцев, но все же сдающийся под напором обстоятельств. И сразу интересный момент: как выглядела бы ситуация, если бы Фигаро-Ильдебрандо Д’Арканджело противостоял бы не менее сильный Альмавива? К сожалению, все поиски хотя бы чего-то подобного оказались безрезультатными: не нашлось, видимо, режиссера, способного рискнуть и столкнуть два таких характера. А жаль!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
девушка с клюшкой




Сообщение: 30193
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.14 09:07. Заголовок: Е.Ш. пишет: Фигаро ..


Е.Ш. пишет:

 цитата:
Фигаро (Ильдебрандо Д'Арканджело) становится доминирующим субъектом в силу своего личностного превосходства над графом (Пьетро Спаньоли), который явно уступает своему слуге как интеллектуально, так и эмоционально.



И этого подспудно хочется! Хоть с некоторых пор не люблю слово канон, но как-то напрашивается. Каноническая ситуация - умный, ловкий слуга и несколько неповоротливый господин. Если продолжить уже открытый apropos список, то Тристан из "Собаки на сене", Планше у Д'Артаньяна... да и Лепорелло где-то неплох в этом плане.

С удовольствием читаю Диалоги! Буду слушать постановку Поннеля.

Каждый заблуждается в меру своих возможностей. (с) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 138 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 132
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Ramblers Top100