Покровский монастырь расположен в северо-западной части Суздаля, в низине правого берега
реки Каменки. Его церковные здания и деревянные кельи обнесены каменной стеной с
девятью башнями.
Основание Покровского монастыря историки относят к 1364 году и приписывают
суздальско-нижегородскому князю Андрею Константиновичу.
В начале XVI века великий князь Московский Василий III навестил суздальскую обитель и
повелел строить каменные церкви.
Нынешний вид ансамбля сложился уже в XVI - XVII веках. Эта обитель приобрела широкую
известность как место пожизненной ссылки женщин из аристократических родов, ставших жертвами династической борьбы, семейных неурядиц и суровых обычаев своего времени.
Так в 1525 году сюда была сослана обвиненная в бесплодии первая жена великого
московского князя Василия III Соломония Сабурова, некогда выбранная им из полутора
тысяч невест. В необычайно интересной книге "Жёны русской короны"
Лариса Васильева и здесь верная своей манере, сохраняя историческую правду, дополнять
её описанием людей и событий не столь уж исторически важных для её отображения, делать
эту историю живой и осязаемой пишет так:
Василий III - отец нашего широко известного Ивана Васильевича - отправил свою жену
Соломонию Сабурову в монастырь, мотивируя эту ссылку её бездетностью.
Она была пострижена в монахини и так в Покровском монастыре появилась инокиня София.
Но вскоре из Суздаля поползли слухи:
-Соломония-то оказалась беременной!
-Скоро родит!
-Родила!
-Младенца назвали Георгием.
Вокруг этой истории и по сей день живут легенды.
Говорили, что вырос Георгий, стал Кудеяром -разбойником и боролся за справедливость.
Рассказывали также, якобы после смерти монахини Софии была вскрыта маленькая гробница
рядом с её захоронением.
В ней лежала кукла. Это объясняли тем, что Соломония, спасая ребёнка от возможных
преследований, устроила ложные похороны, а сама отправила мальчика в безопасное место,
где он вырос и стал Кудеяром-разбойником и т.д.
Но есть факт!
В 1934 году при археологических раскопках на территории суздальского Покровского
монастыря рядом с гробницей Соломонии-Софии была обнаружена маленькая гробница,
относящаяся примерно к первой половине 16 века. Под ней погребальная колода, в колоде
остатки детской одежды.
А был ли мальчик?!.....
Пережив мужа и его вторую жену Елену Глинскую, она умерла здесь в 1542 году и похоронена
в усыпальнице под Покровским собором.
Та же печальная участь постигла Евдокию Сабурову -первую жену царевича Ивана, сына
Ивана Грозного, а затем и вторую его жену Прасковью Соловую.
Нашла приют в обители и одна из жен самого Ивана Грозного Анна Васильчикова.
Сложные перипетии судьбы привели в Покровский монастырь дочь царя Бориса
Годунова Ксению.
Последней именитой узницей монастыря была Евдокия Лопухина - первая жена Петра I.
О ней Лариса Васильева пишет:
Евдокия отказывается принять схиму, Пётр настаивает, и всё же царицу в простой карете,
без свиты, с одной только постельницей отправляют в суздальский Покровский монастырь.
Более полугода в полном неведении живёт Евдокия в монастыре. Без денег, без припасов.
Монахини делятся с нею чем Бог пошлёт.
Кажется, Пётр забыл о ней…
Майским днём 1699 года в монастыре появляется приближённый Петра. Евдокия наконец-то
соглашается на тайное пострижение.
У неё нет даже своей кельи, и обряд свершается в келье казначеи Маремьяны.
Теперь Евдокия Становится Еленой.
В награду за послушание текут в монастырь деньги, посылки, письма…
Постепенно к Евдокии переезжает весь её двор, включая любимого карлу Ивана Терентьевича.
На отдельной поварне, раздражая монашеский люд отменными запахами, работают
кремлёвские повара. Все вокруг знают, что царица не любит мяса, зато на её столе всегда
хорошая рыба.
В храмовые праздники, а также в дни рождения царя Петра и царевича Алексея царица
принимает у себя суздальского архиерея и воевод, угощает их из собственных рук чаркой
водки или красным вином.
Ей несут подносы с рыбой, калачами, медами, яблоками…
Цветущая, улыбающаяся женщина в мирском платье, короткой душегрейке и с повойником
на голове…..
Все эти знатные узницы в немалой степени способствовали развитию и процветанию
монастыря: таким образом обитель получала необходимые для строительства средства.
В монастыре сохранился величественно-монументальный Покровский собор (1510 - 1518),
колокольня (XVII в.), Зачатьевская трапезная церковь (1551)и удивительный памятник суздальской архитектуры Святые ворота (1518), прорезанные асимметричными проемами и виртуозно
декорированные нишками и ребристыми дорожками из кирпича.
Над воротами поставлена маленькая трехглавая церковь. Несколько лет тому назад
Покровский монастырь был возвращен его исконным обитателям.
Здесь настоящая кондовая Русь. Этот уголок Суздаля совершенно не тронут позднейшими
переделками. Здесь все выглядит так же, как в XVI-XVII веках.
Покровский монастырь в Суздале живописно раскинулся в низине на правом берегу Каменки
среди густой залени.
Его церковные и гражданские постройки обнесены высокой каменной стеной с девятью башнями.
,
,
Первым было возведено здание собора Покрова Богородицы.
Архитектура этого здания была необычной для Суздаля. Три барабана, покрытых шлемовидными
куполами, венчают величественное здание. Широкая галерея с высокими торжественными
аркадами огибает здание с трех сторон.
На галерею ведут лестницы, устроенные в углах под галереей, что тоже необычно для Суздаля.
Нижняя часть здания - подцерковье - под тяжелыми сводами усыпальница великих княгинь,
цариц и родовитых боярынь XVI-XVII веков, которых было немало сослано в здешний монастырь.
Второй этаж собора - четырехстолпное помещение с высокими сводами.
Три перспективных портала ведут с галереи внутрь помещения.
Строительство собора завершено в 1514 году.
,
,
Благовещенская надвратная церковь Покровского монастыря - одно из замечательных архитектурных произведений древнерусского искусства. Основание этой церкви можно отнести к началу XVI века.
Архитектура церкви представляет собой комбинацию из крепостной башни с поставленной на
нее церковью.
Башня прямоугольная, двухпролетная, на ней поставлена миниатюрная церквушка, которая по
облику напоминает большой соборный храм.
Фасады церквушки покрыты декоративным узором, напоминающим народную резьбу по дереву.
Валики, поребрики, ширинки разных размеров - все это применено свободно, без соблюдения
какой-либо симметрии.
Для суздальской архитектуры - это первый пример применения самобытного народного
творчества для декоративного украшения.
Основа Зачатьевской церкви – большой квадратный одностолпный зал трапезной палаты,
с востока к которому примыкает собственно объем церкви, а в юго-западной части пристроена
звонница.
В подклетном этаже Зачатьевской церкви когда-то располагались хлебопекарня, поварня и
другие служебные помещения.
Приказная изба - удлиненное с севера на юг прямоугольное здание, разделенное внутри на
три помещения, в которых располагались архив, приказная палата и отделение для допросов
и пыток. Под приказной избой находится каменный подвал.
Деревянные дома на территории монастыря.
В настоящее время большинство деревянных домов в Покровском монастыре используются
под монастырские нужды. А в одном из домов располагается детский приют.
Фото: Владимир Сухов.