Apropos | Клуб "Литературные забавы" | История в деталях | Мы путешествуем | Другое
АвторСообщение
Главвред




Сообщение: 24850
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.09 17:36. Заголовок: Преданья старины. Памятка.


Памятка по историческим особенностям начала XIX века
Здесь собираются наиболее важные детали этикета, быта, одежды и пр.
Каждый пост посвящен одной теме (сведения в которой будут корректироваться или дополняться по мере необходимости). Содержание темы будет отображаться в шапке с соответствующей ссылкой, чтобы легко было найти те или иные необходимые сведения.
Примерное (пока) содержание темы:

  • Чины, звания, обращения<\/u><\/a>
  • Приветствия<\/u><\/a>
  • Местные особенности<\/u><\/a>
  • Выправка, осанка и походка<\/u><\/a>
  • Одежда и аксессуары<\/u><\/a>
  • Визиты<\/u><\/a>
  • Балы<\/u><\/a>
  • Трапезы<\/u><\/a>

    Обратите внимание, что:
  • Русские называют город - Вильна (ж.р.), поляки - Вильно
  • В те времена русские в большинстве случаев называли Наполеона по фамилии - Бонапарт\Бонапарте (своего рода демонстрация - по имени обычно принято называть августейших особ)
  • При обращении к титулованной особе как мсье\мадам\мадемуазель - добавляется и титул: madame la baronne, monsieur le comte и т.д.


    От администрации:
    Обращаю внимание всех игроков, что необходимо не только внимательно прочитать эту тему, но и запомнить изложенные здесь положения, чтобы не допускать в своих отыгрышах грубых исторических несоответствий.
    Все персонажи должны придерживаться рамок светского этикета. Фамильярности, грубости, просторечные выражения исключены, как и недостойное поведение (разве что по игровой необходимости, специально оговоренной).
    Все вопросы, уточнения и проч. задаются и обсуждаются в теме
    Глас вопиющего<\/u><\/a>

  • Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Ответов - 10 [только новые]


    Главвред




    Сообщение: 24851
    ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.09 18:12. Заголовок: Чины, звания, обраще..


    Чины, звания, обращения

    Класс = Чин = Звание = Формула титулования

    I = Канцлер, действительный тайный советник I класса = Генерал-фельдмаршал = Ваше Высокопревосходительство

    II = Действительный тайный советник = Генерал-аншеф, генерал от *** = Ваше Высокопревосходительство

    III = Тайный советник = Генерал-лейтенант = Ваше Превосходительство

    IV = Действительный статский советник = Генерал-майор = Ваше Превосходительство

    V = Статский советник = Ваше Высокородие

    VI = Коллежский советник = Полковник = Ваше Высокоблагородие

    VII = Надворный советник = Подполковник = Ваше Высокоблагородие

    VIII = Коллежский асессор = Майор, капитан, ротмистр = Ваше Высокоблагородие

    IX = Титулярный советник = штабс-капитан, штабс-ротмистр = Ваше Благородие

    (нижние чины - до 14-го класса - Ваше Благородие)

    Приведены официальные формы обращения.
    В повседневной жизни нижние чины обращались к старшим - Ваше благородие, равные - сударь, сударыня, мадам (мадемуазель), мсье.
    К титулованным особам - князь, граф - ваше сиятельство

    Знакомые:
    По имени-отчеству, по фамилиям: господин\госпожа ***.
    Мужчины называли друг друга по фамилии.
    Дамы могли (родные, близкие знакомые) обращаться друг к другу по именам.

    Все обращаются друг к другу на «вы», кроме особых случаев, таких как: кузины, близкие подруги, родители к детям.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Главвред




    Сообщение: 24852
    ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.09 18:32. Заголовок: Приветствия Военны..


    Приветствия

    Военные

    Отдавание чести: прикладывание к голове двух пальцев правой руки - указательного и третьего (остальные были подогнуты к ладони)
    Поклон: К правой ноге приставляется левая с легким ударом шпорой о шпору, одновременно быстрым и коротким движением голова наклоняется вперед-вниз, сохраняя при этом совершенно прямую спину. Руки прижаты к туловищу.

    Отход от военного и старшего по чину, а также женщин: после прощания делается несколько шагов назад и только тогда можно поворачиваться.

    Штатские:

    Поклон светского мужчины отличался от военного тем, что наклонялась не только шея, но и верхняя часть туловища. Все движения - плавные и медлительные.

    Женщины:
    Женщины не делали книксена, кроме случаев, когда надо было показать повышенное почтение. Книксеном обязательно приветствовали представителей царской фамилии и лиц их заменявших.
    В быту женщины кланялись только наклоном головы, сохраняя прямое туловище. Этот же поклон выполнялся при ходьбе.

    Девушки:

    Приветствовали книксеном (укороченный реверанс).
    Глубина приседания зависела от отношения к человеку, которому кланялись. Чем больше почтения хотела выразить девушка, тем ниже она приседала и тем дольше оставалась в этой позе. Такое же значение имела и скорость выполнения поклона. Его можно было церемонно растягивать, а можно было выполнять быстрыми и небольшими движениями.
    При выполнении книксена важное значение имел взгляд. Отставляя ногу в сторону, барышня смотрела в лицо человека, которому предназначался поклон, но при приседании опускала веки, а когда приподнималась, то поднимала глаза. Подобная манера могла быть весьма кокетливой.


    Здороваясь с хозяйкой дома мужчины целовали ей руку.

    Рукопожатие, похоже, было введено уже после нашего периода (все же склоняюсь к тому, что в то время руки еще не пожимали, потому прошу ограничиваться только поклонами)
    На всякий случай:
    Право подать руку принадлежало человеку вышестоящему по социальной лестнице.
    Так, например, молодая графиня протягивала руку пожилой женщине - простой дворянке, ведь графиня была титулована. Эта субординация тщательно соблюдалась. При равенстве социального положения право подать руку принадлежало старшему по возрасту, а при видимом равенстве возрастов женщины протягивали руку мужчинам.

    Хороший тон допускал возможность при большом количестве знакомых ограничиваться общим поклоном, но если пожималась рука одного человека, то надо было пожать их всем. В обществе не принято выделять людей.
    Рукопожатие применялось часто как выражение благодарности.


    Когда женщина протягивала руку мужчине, он должен был ее поцеловать. Когда руку целовал родственник или близкий знакомый, женщина могла целовать его в голову. Этот славянский обычай был принят в светском обществе. Мужчину целовали в висок, а плешивого или лысого - в темя. (Сестры Вильмот обращали внимание, что так здоровались все гости друг с другом - вне зависимости от степени родства или знакомства. В ВиМ, например, Наташа так приветствует Пьера... Словом, тайна, покрытая мраком)

    В обществе рук у девушек не целовали, кроме самых торжественных случаев, вроде поздравления с днем рождения, на Новый год и т. п. обстоятельствах. Допускалось это только мужчинами пожилого и старческого возраста. В обычных обстоятельствах поцелуй руки у девушки (даже у пожилой) был признаком невоспитанности мужчины.
    Выражение почтительности в поцелуе руки состояло в том, что мужчина наклонялся к руке, а не притягивал руку к себе. Целуя руку, следовало слегка прикоснуться губами к тыльной части кисти или пальцам. Поцелуй должен быть беззвучен и не оставлять мокрых следов на женской руке.

    При религиозных церемониях рук не пожимали и не целовали, ограничиваясь только поклоном.

    Поцелуи

    Светский обычай "целовать дамские ручки", как выражение ласки, нежности, - полупочтительное, полулюбовное проявление. В этих случаях мужчины целовали руки женщин по-настоящему, а не для вида, целовали им обе руки и старались делать это по каждому удобному поводу. Иногда женщина сама протягивала мужчине руки для поцелуя. Эта фривольная манера общения допускалась обществом и относилась к категории "легкого флирта".

    Флиртовали для заполнения праздного времени. Флирт состоял из ухаживания, развлечения дамы приятными комплиментами, мелких услуг, повышенного внимания, встреч и проводов, подарков и намеков на свои чувства.
    "Целуя ручки", мужчина не сгибался, а наоборот, подносил женские руки к своим губам. Он мог взять любую женскую руку, задерживал ее в своих руках, старался задержать губы в поцелуе, словом, всячески подчеркивал, что дама ему нравится. Проявлением вольности считалась манера, когда мужчина расстегивал перчатку женщины и, отодвинув крагу, целовал обнаженную руку. Поцелуй в ладонь, выше кисти, выше локтя и тем более в плечо и шею был недопустим в обществе и опорочивал женщину. Подобные действия могли иметь место только тогда, когда мужчина и женщина оставались наедине.


    Воспитанные женщины и тем более девушки никогда на улице не останавливались. Это правило не соблюдали в парках, садах и сельской местности.
    Считалось нарушением приличия, встретив знакомых на улице, пытаться подозвать кого-либо из них, особенно женщину или девушку, но можно было, извинившись, подойти к ним и попросить разрешения пройтись с ними.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Главвред




    Сообщение: 24861
    ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.09 20:44. Заголовок: Местные особенности ..


    Местные особенности

    1. Русские называют город Вильна (жен.р.), поляки - Вильно (Wilno)

    2. В окрестностях: река Вилия, речка Погулянка

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Главвред




    Сообщение: 24877
    ссылка на сообщение  Отправлено: 29.07.09 11:25. Заголовок: Выправка, осанка и п..


    Выправка, осанка и походка

    Военные
    Выправка военных отличалась прямой осанкой, вертикально стоящей шеей и в меру поднятой головой. Общее впечатление подтянутости создавали вытянутые в коленях ноги и постановка стоп при ходьбе на весь след.

    В светских и домашних условиях у офицера были обычные движения и положения рук, но были и типичные только для военной профессии. Во время обычного марша руки размахивали в ритме движений ног. Во время медленной ходьбы офицеры шли «офицерской» походкой, скрестив руки на груди, с руками, заложенными за спину, или заложив правую руку за кромку полы мундира на уровне лацкана, а левую за спину. На остановках руки переходили в положение "смирно", нога приставлялась с ударом шпорами.

    Штатские

    Осанка и походка светского мужчины отличались широтой, свободой и мужественностью.
    Руки было принято держать скрещенными на груди, складывать кисти внизу за спиной, держаться пальцами за лацканы одежды. Одна рука могла быть в одном положении, другая в другом.

    Мужчины среднего и пожилого возраста отличались медлительностью в движениях,
    важностью в обращении и даже некоторой спесивостью. Многие гордились знатностью рода, богатством, но выставление этих признаков напоказ все же считалось нарушением хорошего тона.

    Женщины

    Барышни для стройной осанки не только держали прямой спину, но и, приподнимали голову, чуть откидывая ее назад, что придавало им несколько высокомерный вид (типично для осанки русской барышни).

    Барышни не скрещивали рук на груди, не складывали их за спиной и под грудью предплечье на предплечье. Последнее положение характерно для работающих и уставших женских рук - оно бытовало в народе. Для барышни были типичны свободно висящие руки, они могли быть сложены пальцами перед туловищем. В официальных случаях руки держали под грудью, их складывали так, чтобы направленные вниз ладони лежали одна на другой. Локти были направлены в стороны, а не опущены. Такая поза придавала девушке несколько аффектированный вид.

    Поскольку туфли не имели каблуков (что не способствовало стройности фигуры), девушки, будучи в обществе, передвигались, приподнявшись на носки (на полупальцы).



    В XIX веке мужчина никогда сам не брал девушку "под руку". После того, как он с поклоном предлагал ей свою руку, она делала небольшой шаг к нему, поворачивалась левым боком и накладывала пальцы левой руки на обшлаг его мундира. При этом она оказывалась чуть сзади него. Как только ее рука была положена, офицер выпрямлялся, и они шли вперед. Он обязательно шел с ней в ногу. Ее лицо было направлено вперед, он, беседуя с ней, поворачивал голову вправо. На ходу она могла обмахиваться веером или поддерживала юбку правой рукой.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Главвред




    Сообщение: 24878
    ссылка на сообщение  Отправлено: 29.07.09 11:46. Заголовок: Одежда и аксессуары ..


    Одежда и аксессуары

    Военные

    Парадный мундир, сюртук для повседневной работы и тужурка для дома. Дома офицеры часто носили суконную или бархатную куртку, расшитую шнуром, так называемую венгерку.
    На ногах носили узкие штаны или лосины. Узкий покрой обтягивал ноги, это затрудняло свободу движений. Штаны, заправленные в сапоги, лосины и брюки навыпуск имели штрипки - верх держался с помощью помочей. Брюки имели некоторое подобие корсета. Это придавало стройность фигуре, подтягивая живот и подчеркивая талию. Офицер носил рубашку со стоячим, крепко накрахмаленным воротничком и манжетами. На воротничок надевали черный специального покроя галстук. Отличительным признаком офицерской одежды была тщательная подгонка формы под фигуру с соответствующими утолщениями для подчеркивания ширины плеч и груди. Мундир имел высокий, крепкий воротник, мешавший движениям шеи, и сравнительно узкие рукава с довольно широкими обшлагами. За обшлага можно было положить перчатки, записку и деловую бумагу. Парадными головными уборами были кивера и каски, а обычными - фуражки.
    Верхней одеждой были шинели, плащи и накидки.

    Сапоги
    Сапоги, так называемые ботфорты, имели довольно высокий и широкий каблук, крепкие, выше колена лакированные голенища, под коленом был вырез, позволяющий сгибать ногу. Почти весь офицерский состав носил шпоры. Шпорами гордились, шиковали, демонстрируя их звон, для чего часто ударяли нога об ногу. Этим ударом, совмещенным с поклоном, офицер благодарил, здоровался и прощался, выражал согласие и т. п.

    Головные уборы
    Фуражка или кивер.
    После поклона, когда женщина протягивала офицеру руку, и он эту руку обязательно целовал, то снимал фуражку левой рукой за козырек. Хорошо воспитанная женщина не подавала руки офицеру, имевшему на голове кивер или каску. Эти тяжелые головные уборы укреплялись на голове с помощью проходящего под подбородком ремешка.
    В жилых помещениях военные (кроме дежурных), никогда не носили головных уборов. Дежурный офицер имел при себе полный набор оружия.

    Оружие
    Шпага, шашка, палаш, сабля.
    Выходя из дома, офицер всегда имел при себе холодное оружие; огнестрельное носил только на посту и в военное время. Оружием высших чинов была шпага. Это небольшое легкое оружие было обязательно при генеральской форме. В кавалерийских частях носили шашки, палаши и сабли. Шпага XIX столетия имела небольшой позолоченный эфес, неудобный для держания и тем более для боя. Шпага вдевалась в ножны, которые висели на левом боку. Ножны из плотной лакированной кожи имели внизу позолоченный наконечник, а наверху кольцо с крючком, которым ножны прикреплялись к портупее. Ножны вдевались в наплечную портупею, сделанную из черной муаровой ленты такого размера, чтобы эфес находился несколько выше тазобедренного сустава. Портупея надевалась под мундир или сюртук. В этой одежде, сбоку вместо кармана, была прорезь, в которую снизу продевался эфес шпаги.
    На эфесе полагалась лента - темляк (иногда темляк был из орденской ленты), который выпускали поверх прорези. В домашнем быту оружие не носили.

    Являясь к обеду, ужину или на бал, оружие оставляли в передней. Если офицер приходил с визитом, то оружие не снимал.
    Офицеры, в зависимости от рода войск, носили шашки, сабли, палаши и кортики. Все виды холодного оружия носили обязательно в ножнах; ножны прикреплялись к кожаной портупее, которую надевали, пропуская под погон на правом плече; оружие висело на левом боку, рукоять была чуть выше тазобедренного сустава. Оружие носили поверх сюртука или мундира, застегивая пряжку портупеи на груди. В шинели вместо левого кармана делали прорезь, в которую входил эфес оружия, темляк выпускали наружу. Такая манера ношения холодного оружия применялась в мирное время.
    На дежурстве и в военное время оружие носили поверх шинели.
    В случаях, когда оружие было на поясной портупее, например сабля у гусар, и нижний конец ножен слегка волочился по полу, офицер мог поддерживать саблю двумя способами. Первый состоит в том, чтобы, подхватив саблю за гарду (за дужку эфеса), безымянным пальцем и мизинцем левой руки приподнять ее до уровня поясницы. Этим приемом пользовались все офицеры на официальных приемах и аудиенциях. Оружие при этом способе висит вертикально, что удобно и при медленной ходьбе. При быстрой ходьбе пользовались вторым способом - подхватывали оружие за середину ножен так, чтобы эфес был направлен "назад-вверх", а нижний конец "вперед-вниз".

    Женщины

    На тело поверх рубашки надевали корсет. Корсет был довольно жестким, поскольку в нем быль вшиты вертикальные пластинки из китового уса. Он приподнимал грудь, стягивая талию, охватывал бедра. Сзади корсет имел шнуровку, которой туго стягивали тело. Затем надевали белые и длинные панталоны. Их кружева доходили до лодыжек. На панталоны надевалась нижняя шелковая юбка. На эту юбку надевали платье.
    В зависимости от назначения туалеты были закрытыми и декольтированными, с рукавами и без них. Парадное платье имело декольте, у девушки оно покрывалось газом. Оставляли обнаженными плечи и шею.

    Бальное платье было короче обычного.

    Летом на улице носили различного рода накидки и шали, зимой - шубки, салопы, манто.

    Корсет. Стягивая туловище, он затруднял его движения, но оставлял свободными шею и руки. Движения ног могли быть быстрыми, но они не были широкими; даже бегая, девушки старались меньше сгибать колени, чтобы эти движения не приподнимали юбки; показывать ноги считалось неприличным.
    Обувь девушек почти не имела каблуков. Типичными принадлежностями туалета были шали и веера. Ими пользовались на балах, в театрах и летом при прогулке.

    Пользование веером.
    При официальной беседе и в разговоре со старшим по возрасту или положению человеком опахиваться веером не полагалось.

    Шаль. Парадная легкая шелковая или кружевная довольно большая ткань. Накидывалась на декольте бального платья. Иногда ее держали в руках или носили за спиной, поддерживая руками. Летом при выходе на улицу за городом шалью покрывали голову, защищая лицо от ветра и солнца.

    Юбка для улицы и прогулки не имела шлейфа, но все же была столь длинна, что сзади волочилась по земле. Возникла своеобразная манера обращения с такой юбкой. Перед тем как начать движение вперед, женщина слегка приседала, чуть поворачивалась вправо (или влево), подхватывала рукой материал юбки у себя под коленом. Это грубоватое движение позволяло захватить рукой довольно много ткани. Затем женщина выпрямлялась, это подтягивало подол вверх ровно настолько, чтобы он не волочился по земле. Женщина начинала движение вперед в момент выпрямления, но как только останавливалась, так отпускала юбку. Безразлично, какой рукой поддерживать юбку, но чаще это выполняли левой, оставляя правую свободной.

    Отличие женского костюма от девичьего было в том, что он наряднее и пышнее; юбка обязательно доходила до пола и часто имела шлейф. Приподнимать такую юбку при ходьбе было необходимо. Если женщина забывала приподнять юбку, она могла наступить на собственный подол.

    Юбка барышни не доходила до пола, это позволяло видеть ее стопы. Манера поддерживать юбку не имела практического значения, а носила только этикетный характер. Девушка легко брала в пальцы ткань юбки и чуть сгибала локти. Это слегка приподнимало подол. Манеры требовали, чтобы мизинцы были направлены вперед. Подобная вычурность диктовалась требованиями хорошего тона. Нельзя оттопыривать безымянные пальцы и мизинцы - это дурной тон.

    Туалет женщин менялся до пяти раз в течение дня: утром, к прогулке, к полднику, с визитом, к обеду или ужину.
    Для венчания заказывали подвенечное платье.
    Платья для визитов – визитное.
    Венчальная шляпка с вуалем и цветами.
    Ток с мирабу - небольшую шляпа без полей, с тульей в складочку.
    Чепчики - непременная принадлежность замужней женщины\вдовы (и старой девы в возрасте).
    На балах и приемах чепчики заменялись током, лентами, перьями.

    Перчатки
    Перчатки делались из замши и лайки. Они плотно облегали руки (если перчатки морщили, это считалось нарушением хорошего тона).

    К визитному платью надевались перчатки, закрывавшие только кисти. К бальному платью полагались перчатки выше локтей. В жаркую погоду надевали митенки-перчатки из дорогих кружев. Они покрывали только кисти и третьи фаланги пальцев.

    Женщины и мужчины надевали перчатки до выхода на улицу и никогда их вне дома не снимали. При официальном визите - перчатки на руках, при обычном снимали только с правой руки. Завтракать, обедать и ужинать следовало без перчаток.

    У мужчин перчатки обогревали руки и защищали их в непогоду. Парадные белые перчатки надевали на официальных приемах, в театрах, на концертах и обязательно на балах. Офицерство носило только белые перчатки. Снятые с рук перчатки клали в карманы фалд фрака или мундира. Был обычай надевать только одну левую перчатку, а правую держали в руках. Снятые перчатки часто убирали в шляпу. К фраку были необходимы белые перчатки (на похоронах - черные), так же как жилет и галстук; под смокинг перчатки те же, что к фраку, но можно быть и без них; к визитке и сюртуку надевали перчатки цветные, светлых тонов. У мужчин перчатки служили еще и средством вызова на дуэль. Бросить перчатку к ногам противника означало вызов драться до первой крови, в лицо - драться до смертельного исхода.

    Лорнет
    Приспособление, заменявшее в XIX веке у людей светского общества очки. Лорнетами пользовались не работавшие люди и с ослабленным зрением. Лорнет держали в руке. В начале столетия лорнеты представляли приспособление из ручки и убиравшихся в нее очков. Ручка лорнета украшалась резьбой или инкрустировалась перламутр см. В конце столетия появились лорнеты с пружинкой, которая при нажиме на нее выдвигала очки. Лорнеты на длинной золотой цепочке вешали на шею, В сложенном виде женщины убирали их за пояс платья, мужчины - в верхний внутренний карман фрака, визитки или сюртука. Лорнет иногда висел вдоль туловища и находился примерно на уровне бедра.
    Лорнировать, т.е. разглядывать человека вблизи, считалось нарушением приличия. Особенно неприличным это было в отношении незнакомых людей среднего и пожилого возраста. Тем более считалось непозволительным лорнировать на близком расстоянии женщин и девушек. Такой поступок выражал неуважение и мог быть причиной ссоры и даже дуэли.
    Светские молодые люди носили лорнеты с простыми стеклами, и пользование ими было данью моде. В сложенном виде лорнетом пользовались при различных жестах, как указкой.

    Кольца.
    Обязательной принадлежностью женатых людей были обручальные кольца. Их носили на безымянном пальце правой руки и никогда не снимали. После смерти одного из супругов второй переодевал обручальное кольцо на левую руку. В мещанской и купеческой среде вдовы носили кольцо умершего мужа на безымянном пальце.
    В большом ходу были перстни (только так и не понятно - когда именно, так что лучше не злоупотреблять их упоминанием. ). Перстень - большое кольцо с крупным драгоценным камнем. Женщины носили перстни на любых пальцах, мужчины - на мизинце. В дворянских семьях были фамильные перстни-печатки. Мужчины носили их на указательном или большом пальце правой руки. Такой перстень имел плоскость, на которой был вырезан герб владельца. Этими перстнями припечатывались письма и пакеты.
    Были кольца, которые надевали на перчатки. В светском обществе в обычной жизни
    носили мало драгоценностей. Их надевали только в особо торжественных случаях.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Главвред




    Сообщение: 24879
    ссылка на сообщение  Отправлено: 29.07.09 11:52. Заголовок: Визиты Визиты делил..


    Визиты

    Визиты делились на светские и деловые.

    Светский

    Приехать с визитом, когда хозяева едят, неприлично. Надо было немедленно прощаться и уехать, как бы ни упрашивали остаться. Визит к родным мог быть в сюртуке или визитке при черном или цветном галстуке.

    Девушки не ездили с визитами вообще; а дамы ездили друг к другу, но женщина могла быть с визитом у мужчины только в сопровождении своего старшего родственника или родственницы. Приглашение прибыть с визитом после состоявшегося кратковременного знакомства выражалось примерно такой фразой: "Мы принимаем по четвергам". Выслушавший такую фразу получал право явиться в этот дом с дружеским визитом. Визитными днями был любой будний день недели.

    Визитным временем считался промежуток между 15 и 17 часами. Длительность светского визита не превышала 10-15 минут, кроме случаев, когда заранее приглашали на чай. Визитер мужчина прибывал с букетом или коробкой конфет, которые вручались самой старой женщине из членов этой семьи, бабушке или матери дочки, которой интересовались, или самой даме, которую поздравляли. Приняв цветы, хозяйка отдавала распоряжение поставить их в воду, иногда делала это сама. Конфеты не раскрывались.

    Приехав с дружеским визитом, гость раздевался в передней, оставляя там трость, зонтик; военные холодное оружие не снимали. Визитер входил с головным убором и расставался с ним только по приглашению хозяйки. Пришедший с визитом здоровался прежде всего с хозяевами дома, а затем с присутствующими, приветствуя в первую очередь женщин. Можно было ограничиться только общим поклоном.

    Приехавшие с визитом женщина и девушка оставались в шляпке, накидке, перчатках и даже с солнечным зонтиком. По приглашению хозяйки гостьи могли снять шляпки, перчатки и накидки, а военные оружие, но могли и не снимать эти принадлежности, что свидетельствовало о предполагаемой кратковременности визита. Дамскую шляпку, перчатки, солнечный зонтик и оружие можно было положить на любой стол, кроме того, за которым ели. Мужской головной убор на стол никогда не клали, его можно было положить на любое сиденье, цилиндр можно было поставить на пол. Если военный принимал приглашение к чаю, он снимал оружие и перчатки, а женщины могли остаться в шляпе и перчатках. В этом случае они ели, пользуясь столовыми принадлежностями. Пирожные, конфеты и печенье могли оставить сальные пятна на светлых перчатках, а это нарушение хорошего тона. На чайный стол подавался кипящий самовар, на него ставился чайник с заваркой чая, и считалось почетным, если сама хозяйка или старшая дочь разливали чай для гостей. Разносили посуду официанты и горничные. Мужчинам подавались стаканы (часто в подстаканниках), женщинам - чашки.

    В светском визите гость мог уйти в любое время, при этом он извинялся. Задерживать гостя, отбывающего после визита, не принято. Иногда человек в день совершал несколько визитов. Если гость уходил из гостиной, он ограничивался общим поклоном.

    Если гость уходил из столовой, после чаепития, он подходил к хозяйке дома, благодарил ее и уходил в сопровождении дворецкого. Если прием осуществлялся хозяином, то последний провожал гостя до двери. Сидящим за столом уходящий кланялся с соответствующей репликой. Хороший тон все же требовал не уходить ранее окончания чаепития, лучше было уехать до его начала. Во время приема хозяева не могли заниматься посторонними делами. Все внимание было только к гостям. При приеме в гостиной наиболее почетным было место сбоку от камина, а наименее почетным напротив. Визитер мужчина никогда не садился на диван рядом с хозяйкой. Но это могли сделать ее родственницы, приятельницы и старики. Если во время визита входил новый гость и хозяева вставали для встречи, то присутствующие мужчины также поднимались и не садились, пока не сядут хозяева. Женщины продолжали сидеть.

    Деловой

    Деловой визит применялся в тех случаях, когда нужно было явиться для переговоров. Различали два типа таких визитов: первый - когда проситель был явно ниже по положению, чем хозяин дома, и второй - когда визитер был явно знатнее, богаче, чем принимающий.
    В первом случае являвшийся с визитом просил слугу доложить о приходе и просьбу принять его. Если следовал отказ, визитер уходил. Иногда принимавший выходил в переднюю и спрашивал о причине визита. Такой прием носил недружелюбный, пренебрежительный характер. Посетитель кратко излагал цель прихода и, получив ответ, удалялся с извинениями. В этом случае визитеру даже не предлагали снять верхнее платье, шляпу он держал в руках.

    В случае приглашения в комнаты визитер-проситель снимал с себя верхнее платье, оставляя в передней трость, зонт и оружие, если это был военный. После этого он направлялся в сопровождении идущего впереди слуги в соответствующую комнату. Войдя в помещение после доклада слуги, гость обращался к хозяину со словами извинения за причиненное беспокойство. Если хозяин принимал гостя стоя, это свидетельствовало о подчеркнутой официальности, даже неприязни и требовало от посетителя лаконичного изложения просьбы и ухода. Если хозяин после приветствия приглашал гостя сесть, то соблюдались следующие правила. Если пришедший был одних лет с хозяином или старше его, то садился одновременно с ним. Если посетитель был моложе, он благодарил за приглашение, но ждал, когда сядет хозяин. Если принимала женщина, то вне зависимости от возраста гостя или гостьи она всегда садилась первой.
    Когда хозяин поднимался, это было знаком окончания такого визита. Гость немедленно вставал, благодарил за прием и уходил. Уход сопровождался вызовом слуги и приказанием проводить гостя. Если гость успевал понравиться и хозяин хотел это отметить, он сам провожал его до двери комнаты и крайне редко в переднюю.

    Деловой визит знатного гостя.

    Пришедший по делу знатный гость на приглашение хозяина раздеться и пройти в комнату мог ответить отказом. Обязательно сняв головной убор, он излагал дело, чуть откланивался и уходил. Иногда гость, сняв шляпу и боты, входил в комнату в пальто или шубе, в перчатках и с тростью, держа шляпу в руке. Такого гостя хозяин уговаривал присесть. В случае согласия хозяин ждал, когда гость сядет, затем в зависимости от положения вел беседу стоя или, чаще всего уже по приглашению гостя, садился. Так подчеркивалась разница в положении и субординация. После окончания визита хозяин провожал гостя не только в переднюю, но иногда даже до экипажа.
    Если во время затянувшегося визита хозяин предлагал гостю раздеться и тот принимал приглашение, то вызывалась прислуга, которая помогала пришедшему снять верхнее платье. Гость последовательно передавал прислуге трость и головной убор, затем пальто или шубу, кашне и в последнюю очередь снимал перчатки. Получив эти вещи, горничная или лакей уносили их в переднюю. Если у хозяина не было прислуги, эти вещи принимал он сам. Когда по окончании визита гость собирался уходить, то вызывался слуга, приносилась одежда, тут же в комнате совершался обратный туалет, и гость уходил, сопровождаемый хозяином дома. Если у принимавшей визитера женщины не было прислуги, гость раздевался и одевался сам.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Главвред




    Сообщение: 24880
    ссылка на сообщение  Отправлено: 29.07.09 12:02. Заголовок: Балы Балы были боль..


    Балы

    Балы были большие и малые.

    Большой бал.

    В специальных залах под военный оркестр (как правило). Такой бал был типичен для официальных приемов (царского, губернаторского, дипломатического). Начало в 22.00 – 24.00 (после театрального представления) до 4-х – 8-ми часов утра. Если на бале присутствует высокопоставленное лицо, гости съезжались до его появления и не уезжали до его отъезда.

    Дамы одевались в парадные декольтированные светлые туалеты с большим количеством драгоценностей. Если бальное платье женщины имело трен (шлейф), то, танцуя, женщины подхватывали его на руку. Как только танец заканчивался, трен опускали на пол.

    Военные и чиновники в парадной форме, штатские мужчины во фраках.
    Офицеры никогда не танцевали с оружием, его оставляли в передней. Танцевать надо было в мундирах, но без шпор.
    (Встречались утверждения, что русское офицерство порой игнорировало это правило, танцуя в парадной форме и обязательно со шпорами, которыми гордились и лихо звенели при танцевальных движениях. Но в наш период бальная (парадная) форма офицера исключала сапоги, так что вряд ли шпоры цеплялись к бальным башмакам. Словом, наши офицеры будут танцевать без шпор.)

    Танцевать без перчаток считалось недопустимым.

    Если большой бал устраивался в частном доме, то хозяин и хозяйка встречали гостей в комнате перед залом. Хозяин здоровался с гостем рукопожатием или целуясь, целовал руку гостье, хозяйка, как правило, ограничивалась поклоном, иногда протягивала мужчине руку, с гостьей ликовалась (т.е. прикладывались щечками). При входе в зал мужчина с хорошо знакомыми обменивался рукопожатием (рукопожатия под вопросом - думаю, мы будем обходиться без них), с мало знакомыми и дамами только раскланивался.

    Большой бал состоял из пяти отделений, в каждом отделении было по четыре танца. Между танцами были промежутки для отдыха, а затем антракт, во время которого помещение проветривалось, а общество уходило в гостиные, где пили прохладительные напитки и ели мороженое. После третьего отделения полагался ужин. Подбор танцев был традиционен. Это давало возможность кавалерам заранее пригласить на танец интересующую его девушку. Девушки также заранее знали, на какие танцы они уже приглашены.

    Неявка на бал по болезни или из-за чрезвычайного происшествия освобождала кавалера от его обязательств в приглашении на танец, но требовала последующего письменного или личного извинения. Если же кавалер, заранее пригласивший девушку на танец, не подходил к ней, считалось, что он нанес оскорбление не только ей, но и членам ее семьи. Подобное оскорбление могло быть поводом к дуэли. За девушку и честь семьи вступался ее брат, дядя и даже отец. Общество подвергало оскорбителя общественному осуждению вплоть до отказа ему от дома.
    Общественному осуждению подвергалась и девушка, если она, обещав тот или иной танец определенному кавалеру, вдруг ему отказывала и принимала приглашение другого. В этом случае оскорбленный считал своим оскорбителем не девушку, а того мужчину, который нарушил этикет. Возникала ссора, а иногда и дуэль.

    Малый бал
    Состоял из трех отделений. Он начинался в 8-9 часов вечера и заканчивался к полуночи. На таком балу танцевали под клавесин. Люди среднего возраста и пожилые вели беседы, играли в карты, мужчины часто уходили играть на бильярде. Малый бал походил на вечеринку; было принято в середине такого вечера устраивать небольшой импровизированный концерт. В перерывах между танцами разносили прохладительные напитки, мороженое и сладости. В столовой устраивался буфет и ставились столики. На балах подобного типа женщины могли быть в полуоткрытых платьях, мужчины во фраках, военные в мундирах. Перчатки и тут считались обязательными.

    Распорядок на танцах

  • Полонез
  • Вальс
  • Мазурка
  • Далее шли контрдансы, экосезы (вероятно, еще какие-то танцы - затрудняюсь сказать, какие именно)
  • Котильон - танец, завершающий бал

    Бал начинался полонезом. В полонезе принимали участие все присутствующие, независимо от их возраста.
    Пары выстраивались вслед за дирижером танцев - опытным танцором, знавшим бальный этикет и обладавший громким голосом. Он шел в первой паре с хозяйкой дома, а во второй шел хозяин с самой именитой дамой. Если на балу присутствовало высокопоставленное лицо, то оно возглавляло полонез и, как правило, шло с хозяйкой дома.

    Остальные танцы в основном танцевала только молодежь, но среди них были и молодые дамы. Женатые мужчины танцевали редко.
    В перерывах между танцами танцующие мужчины не садились, они стоя беседовали с сидящими дамами и девушками. Если в танцевальном зале холостой мужчина сидел, то общество за кавалера его уже не принимало. По команде распорядителя мужчины направлялись к дамам, которых они заранее пригласили на данный танец, кланялись им и, предлагая руку, вводили в танцующий круг. Танцевали чинно, соблюдая очередность, не толкались и выполняли распоряжение руководителя.
    Во время танцев кавалер всегда старался начать беседу с девушкой. Балы были местом, где молодежь могла познакомиться и относительно свободно общаться. Танец прекращался, если дама изъявляла к тому желание, но все же было принято танцевать, пока играет музыка. По окончании танца кавалер провожал даму (девушку) к ее месту, благодарил и уходил, если не следовало приглашения остаться для беседы. Это приглашение могло исходить от лица, сопровождавшего девушку на бал, или от самой женщины. В случае, если сопровождавшего девушку человека на месте не оказывалось, кавалер оставался с нею пока не объявлялось о начале следующего танца. Тогда он извинялся и направлялся к другой приглашенной им даме.

    После исполнения танца кавалер благодарит за танец поклоном, она отвечает ему, делая книксен, он предлагает ей руку и отводит к стулу для отдыха. Она садится, он кланяется, она отвечает ему, наклоняя голову, и офицер, сделав несколько шагов назад, поворачивается и отходит к следующей даме.

    Если молодой человек в течение бала танцевал с одной и той же девушкой несколько танцев, это давало повод ее родным думать, что кавалер - будущий претендент на ее руку. Главкой заботой большинства девушек было стремление к удачному браку, а наиболее подходящим местом для знакомства был бал и посещение церкви.
    Если молодой человек был близок к сватовству или был уже помолвлен с девушкой, то сопровождал ее и спутницу в переднюю, где помогал им одеться, а иногда помогал сесть в экипаж. Так как девушка садилась последней, это давало возможность передать ей записку, поцеловать руку, словом, оказать нежности и внимание.

  • Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Главвред




    Сообщение: 24885
    ссылка на сообщение  Отправлено: 29.07.09 12:56. Заголовок: Трапеза При размеще..


    Трапеза

    При размещении гостей за столом во время званого обеда или ужина соблюдалась субординация. Т.е. гости рассаживались по чинам и титулам.

    Женщины сидели на одном конце стола - возле хозяйки, мужчины - на другом. Но уже начинал входить в моду обычай рассаживать женщин между мужчинами.
    Супруги сидели в разных местах, но помолвленных и обрученных сажали рядом. Наиболее почетные гости сидели ближе к хозяевам дома, а молодежь подальше.

    Обычный обед в петербургском доме происходил с 18 до 20 часов (в Москве и провинции обедали значительно раньше). В письменном приглашении указывалось точное время обеда и костюм мужчины (опаздывать считалось крайне неприличным). Если был указан фрак для мужчин, то женщины должны быть в открытых платьях, если визитка или сюртук, то женщины были в полуоткрытых платьях.

    Главой стола считалась хозяйка дома. Никто не садился прежде, чем сядет хозяйка. Ее место было в красном углу столовой, т.е. с торцовой стороны, там, где висела икона.
    (Позднее: рядом с хозяйкой с левой стороны от нее сажали самого почетного гостя. Далее сидел хозяин с самой почетной гостьей.)

    Для того чтобы гости быстро сели за стол, на каждом приборе лежала карточка с именем, отчеством и фамилией приглашенного. Прибывшие почти всегда были знакомы друг с другом, но если появлялся новый гость, его обязательно представляли присутствующим. При встрече гостей хозяин сообщал каждому мужчине, которая из присутствующих женщин является его дамой. Хозяйка заранее определяла размещение приглашенных, и по ее распоряжению именные карточки гостей заранее раскладывались на приборы.

    О начале обеда сообщал дворецкий, который докладывал: "Кушать подано!", после чего хозяйка говорила: "Прошу к столу". Мужчины подходили к своим дамам, предлагали им руку и вели их в столовую. Пары шли в столовую спокойно и без соблюдения субординации. Войдя в столовую, гости расходились вправо и влево, находили свой прибор, и если хозяйка села, то занимали свои места не ожидая повторного приглашения. Никто не обращал внимания на хозяина, если на приеме была его жена. За столом вдовца хозяйкой стола часто бывала его старшая дочь или он сам (как и за столом холостяка).

    Подошедший к месту мужчина отодвигал за спинку стул своей дамы, женщина проходила к столу, кавалер пододвигал ей стул, и дама садилась. Затем садился мужчина. В богатом доме количество обслуживающих официантов соответствовало количеству пар за столом. Предназначенный для обслуживания данной пары официант отодвигал стул кавалера и после прохода того к столу подставлял его. Если обслуживающих не было, то кавалер сам выполнял всю процедуру. Хозяйка подавала знак официантам разливать вино.

    Закуска подавалась до обеда - обычно в гостиной.

    Тосты

    В обычае у русских.

    Поздравления по тому или иному поводу, тост сопровождался возгласами присутствующих и обычаем чокаться. В особых случаях при произнесении тоста вставали все присутствующие. В случае поздравления хозяйки или хозяина мужчины подходили к ним для того, чтобы лично чокнуться.
    Чокаясь, надо было посмотреть человеку в глаза. Посуду следовало держать правой рукой. Чокаясь с женщиной, мужчины подносили свою посуду ниже края женской рюмки.

    Обычай пить до дна типично мужской и был принят только в студенческой и офицерской компании. Указание, что недопитое вино "зло" - выдумка пьяниц.

    Хороший тон состоял в том, чтобы не обращать внимания на то, кто, сколько и что пьет. Некоторые осушали посуду полностью, другие отпивали немного, а кое-кто чуть пригублял. Все зависело от желания, настроения и здоровья. Тост считался принятым, если человек чокался и отпивал вино.

    В русском обществе вино не наливали без приглашения хозяйки. Хозяйка могла, таким образом, регламентировать его потребление, а так как закуски были обильны, разнообразны и вкусны, люди много ели и потому хмелели мало и медленно. Хороший тон указывал, что каждый может пить, что хочет, сколько хочет и когда хочет, но при этом человек не должен терять дара логической речи и правильного движения в пространстве. Таким образом, дело не в том, сколько выпил человек, а в его поведении - оно всегда должно быть благопристойным.

    Хозяйка приступала к разливанию супа, который разносили гостям официанты. Обычай разливать суп был выражением уважения к собравшимся.
    Если за столом бывало много гостей, суп разливали в буфетной и гостям его разносила прислуга. Хороший тон требовал, чтобы присутствовавшие не начинали еду, пока этим блюдом не были снабжены все гости. Слишком быстрая еда была признаком плохого воспитания, впрочем, как и опоздание в ней. Ели размеренно и неторопливо.

    После супа подавалась рыба, а после рыбного блюда - жаркое, затем сладкое и, наконец, десерт - как правило, фрукты, пирожные, мороженое.

    Считалось неприличным выходить из-за стола даже с разрешения хозяйки. Извинением был служебный вызов или какое-нибудь чрезвычайное происшествие. Хозяйка сама приглашала встать из-за стола, когда еда была закончена.
    Вставали сначала мужчины, которые затем помогали своим дамам, отодвигая их стулья.
    После еды хозяйка уводила дам к себе, мужчины или оставались в столовой, или уходили в комнаты хозяина.

    После стола гости подходили к хозяйке дома со словами благодарности, женщины иногда выражали это поцелуем, мужчины "прикладывались к ручке". Хозяина благодарили, если не было хозяйки дома.

    В кабинет, куда удалялись мужчины, подавался коньяк, сыр, острые соления, маринады, пряные сладости и принадлежности для курения. После 15-20-минутного перерыва общество собиралось в гостиной, где развлекалось беседой, импровизированным концертом, иногда выступали приглашенные артисты, молодежь танцевала, а пожилые люди садились за карточные столы. В гостиную подавали кофе, его разносили на подносах или развозили на специальных столиках, здесь же подавались и ликеры. Обычай пить кофе давно вошел в быт русского общества. Иногда кофе подавали в кабинет хозяина и в будуар хозяйки.

    Пользование салфеткой

    Пользовались только полотняными салфетками.
    Светская манера в том, чтобы развернуть ее у себя на коленях.
    Деловая мужская манера состояла в том, чтобы заложить угол салфетки за воротник и расправить ее на груди. Эта манера типична для клубных обедов, мужских пирушек и свидетельствовала о бережливости, а иногда о скупости человека, чаще же всего о неаккуратности в еде.
    Третья манера - завязывание салфетки вокруг шеи применялась только для детей.
    После еды развернутую салфетку оставляли на стуле. В семейном быту каждый член семьи сам или прислуга сворачивали салфетку плотным валиком и надевали на него костяное или серебряное кольцо, на котором были выгравированы инициалы его владельца. Когда накрывали стол для следующей еды, то к прибору каждого члена семьи клали его салфетку.
    Салфетки предназначались для вытирания рта и рук, ими нельзя вытирать шею, лоб и щеки, для этого служили носовые платки.

    Чаепитие

    Мужчинам было принято подавать напитки в стаканах или подстаканниках, женщинам - в чашках. (Вероятно, это более позднее время)

    Мужская манера пить горячие напитки состояла в том, что подстаканник стоял на столе, если мужчина пил ложкой; после глотка из стакана он ставил стакан на стол.
    Женская манера состояла в том, что блюдце с чашкой подносились левой рукой к груди. Взяв ложку, женщина удобно пила напиток, и если прямо из чашки, то чашку всегда ставила на блюдце. Женщинам и девушкам из-за корсета было неудобно наклоняться к столу, а при прямой позе проносить ложку с напитком или чашку над грудью не следует, случайные капли могли попасть на платье.

    Сахарный песок клали ложкой, положенной в сахарницу; куски сахара брали специальными щипцами, если же их не было, - пальцами. Можно было наколоть кусок сахара щипцами на небольшие кусочки и пить вприкуску. Размешивая сахар, не стучали ложкой, после размешивания ложечку надо положить на блюдце. Пить напитки с блюдца считалось нарушением воспитанности.
    Лимон, предварительно нарезанный ломтиками, брали специальной вилочкой. Лимон в посуде не мешал пить с ложки, если же пили прямо из посуды, то кусок лимона следовало предварительно вынуть. Мякоть лимона, побывшего в напитке, не съедали. Печенье, пирожное, кусок торта клали на десертную тарелку. Небольшие печенья брали в рот целиком, от большого отламывали кусочки; пирожные и торты ели чайной ложкой.

    Курение

    Мужчины курили трубки. Обращение с трубкой требовало своеобразного этикета. От трубок никто не прикуривал. Недопустимо было чистить трубку в присутствии посторонних. Не принято просить чужую трубку или предлагать свою другому курильщику. Но у богатого хозяина всегда имелся набор различных трубок, которыми он сам не пользовался, но мог предложить их гостям.
    В курении трубки ценилось, если она не гасла, а это требовало умения правильно набить ее табаком и своевременного потягивания дыма.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    неисправимая оптимистка




    Сообщение: 121
    Настроение: Я вся такая внезапная... вся такая противоречивая (с)
    Фото:
    ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.09 15:22. Заголовок: Модная лавка начала ..


    Модная лавка начала 19 века

    <\/u><\/a>

    Материал основан на курсе лекций Меркуловой И.Г., энциклопедиям по истории моды и другим профильным изданиям.

    К началу 19 века, в силу сложившихся в Европе швейных традиций, специализация портных уже имела довольно четкое разграничение по изготавливаемым видам одежды. Одни портные шили плащи, другие - мужскую одежду, третьи - женские платья. В связи с этим в одном городе относительно мирно сосуществовали несколько портняжных лавок, специализирующихся на той или иной продукции. Но намечавшийся технический прогресс и темпы развития текстильной промышленности, а также все повышавшаяся конкуренция среди портных, обусловили появление лавок, в которых клиентам в дополнение к «основному» виду товара предлагались сопутствующие предметы. Так, к женским платьям стало модно предлагать шляпы, белье, чулки и перчатки, производящиеся у других мастеров, к мужскому костюму – галстуки, трости, обувь и т.д. Стали появляться магазины, где, наряду с заказом платья можно было приобрести сумочку и туфли, подходящие по цвету к наряду, а также выбрать косметику, духи и украшения.
    Модная лавка того времени обычно представляла собой помещение на первом этаже жилого дома, где обитали хозяева магазина. Над входом в лавку обязательно висела соответствующая ремеслу вывеска, вырезанная из дерева или выкованная из металла, с изображением типичной иглы, катушки с нитками, ножниц и прочей атрибутики профессии.
    В зависимости от благосостояния и статуса самого портного, помещение разделялось на несколько комнат, выполняющих отдельные функции. Например, это могла быть единственная комната, служившая и пунктом приема заказов, и примерочной (где снимали мерки), и пошивочной мастерской с обширным раскройным столом. Портной побогаче имел две-три комнаты. Одна из них, при входе, была разделена на две части – входную, где на манекенах* выставлялись образцы модных платьев и шляп, а на полках и витринных столиках располагался сопутствующий товар (булавки, кружева, пуговицы, ленты), - и гостиную, отгороженную от основного зала высокой ширмой и обставленной небольшим диванчиком, кофейным столиком и высоким зеркалом-псише**. Здесь портной общался с клиентами, обсуждал с ними ткани и фасоны, показывал эскизы одежды и снимал мерки. Остальные комнаты были отведены под саму мастерскую, где трудились несколько швей, и кладовые с рулонами тканей, коробами с пуговицами, тесьмой и кружевами, портновскими манекенами и вешалками с одеждой.
    В начале 19 века стало очень популярным французское издание «Journal des Dames et des modes», появившееся в конце 18 столетия в Париже и заменившее собой очень распространенные к тому времени маленькие манекенчики с миниатюрными моделями одежды.

    <\/u><\/a> <\/u><\/a> <\/u><\/a> <\/u><\/a>

    Это некое подобие современных глянцевых журналов, в которых еженедельно представлялись эскизы модной одежды для мужчин, женщин и детей с рекомендациями по тканям, рисункам, цветам и отделке, а также актуальные модели причесок и аксессуаров. Для этого издания не гнушались рисовать выдающиеся художники того времени, такие, как Ж. Л. Давид (1748-1825). Эти иллюстрации поначалу были рассчитаны на богатых клиентов, в числе которых были и венценосные особы. Они поставлялись и ко двору российского Императора, но потом стали доступны и для более широких масс потребителей. Считалось очень престижным шить одежду по рекомендациям этого издания, и крупные портняжные мастерские вовсю этим пользовались.
    Для обслуживания большого числа клиентов в портняжных мастерских заводились специальные книги, в которых были собраны образцы модных покроев, информация по тканям, фурнитуре, меркам клиентов и пр. Считалось, чем больше таких книг у портного, тем лучше у него идут дела.

    <\/u><\/a>

    В подавляющем большинстве портными были мужчины. Это связано, прежде всего, со сложившейся ремесленной традицией, где ремесленниками могли считаться лишь мужчины, и с тем, что женщины к тому времени не обладали в достаточной мере свободами и правами, чтобы вести свой собственный бизнес. В основном, женщины-модистки были в личном услужении у высокопоставленных дам, хотя были и счастливые исключения, такие, например, как знаменитая Роз Бертэн, (Мари Жанна Бертэн, 1744-1813) – личная модистка королевы Марии Антуанетты, которую тогда называли «министром моды». Роз Бертэн можно считать первой женщиной-кутюрье, так как именно она предлагала королеве новые модели платьев, шляп и отделок, дважды в неделю посещая Версаль. И именно ей приписывают много модных новинок того времени, например цвет блохи (пюсовый) и турнюр, а также знаменитую крылатую фразу «Новое – это хорошо забытое старое». Знатные дамы часами просиживали в приемной «министра моды», дожидаясь аудиенции, чтобы заказать платье у модистки самой королевы.
    Поскольку одежда в этот период времени шилась исключительно на заказ, то весь процесс ее создания занимал очень много времени по сравнению с сегодняшним днем. Так, в зависимости от ткани и сложности покроя/отделки, а также – от наличия рабочих рук в мастерской, на получение готового платья могло уйти от одной недели до месяца. При этом клиенту было необходимо выдержать многочисленные примерки.
    Последовательность работы, сохранившаяся и по сей день, включала несколько основных этапов:
    - Подбор модели, ткани, отделки.
    В уважающей себя мастерской предлагались различные каталоги с образцами тканей, лент, тесьмы и кружев, из которых заказчик сам мог выбрать что-то по своему вкусу. Особым шиком считалось выписывать по таким каталогам ткани из Франции и Англии (например, знаменитые Лионские мануфактуры к тому моменту располагали обширной коллекцией шелковых тканей с неподражаемыми цветочными рисунками).
    - Снятие мерок. Основные мерки снимались на одетое платье, поскольку в дальнейшем все нюансы фигуры учитывались при примерках.
    - 1 примерка. Создание макета и лекал. Это делалось муляжным методом, также практикующимся и в наше время. На заказчика или его манекен набрасывался отрез бросовой ткани, с помощью булавок закалывалась первоначальная форма, которую впоследствии переносили на бумагу или непосредственно на ткань, внеся по ходу все модельные особенности – вытачки, вырезы, подрезы и т.д., а также припуски на швы.
    - Раскрой. По лекалам из основной ткани вырезались детали и предварительно сшивались крупными стежками (сметывались).
    - 2 примерка. Собранный полуфабрикат из ткани одевался на заказчика, и вносились необходимые поправки. Эта примерка и последующие делались обычно у заказчика дома, без посторонних глаз.
    - Пошив. Сшивают все швы кроме боковых и подгибки низа. На некоторых деталях по необходимости делается вышивка или нашиваются кружева, тесьмы и прочее.
    - 3 примерка. Снова одевают и примеряют. После этой примерки делается сложная вышивка по подолу юбки или другая отделка.
    - Окончательный пошив. Доделывают все, пришивая кружева, пуговицы, шнуры, ленты, делают петли и прочее.
    Иногда примерок было меньше, если портной уже был знаком с особенностями фигуры клиента, а иногда и больше, если работать предстояло с капризными тканями, такими как газ, органза, шелк.
    Промежуточным и конечным этапами пошива одежды обязательно является ее утюжка. И никак не глажка! С прошлых времен до наших дней дошла такая интересная портняжная фраза: "Гладят только кошек и женщин! Остальное - утюжат!"
    В XVIII—XIX веках утюги представляли собой металлические сооружения близкой к современным формы, разогреваемые изнутри углями или в печке. Эту работу доверяли самой аккуратной и крепкой девушке-подмастерью, потому что вес некоторых чугунных утюгов мог достигать 5-7 кг.

    Скрытый текст



    Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным...
    (Сенека)
    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    неисправимая оптимистка




    Сообщение: 167
    Настроение: Я вся такая внезапная... вся такая противоречивая (с)
    ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.09 20:41. Заголовок: Ткани начала 19-ого ..


    Ткани начала 19-ого века
    (небольшая подборка тканей, использовавшихся в то время)

    <\/u><\/a>

    Бареж - сорт шелковой ткани, изготовленной в так называемой газовой технике, когда при переплетении нити основы и утка не прибиваются плотно друг к другу, а только слегка соприкасаются. Шелковый бареж в XIX веке был одной из самых дорогих тканей, пока для его изготовления не стали использовать отходы прядения, соединяя шелковую некрученую основу с хлопчатобумажным или шерстяным утком. Вышел из моды в конце XIX века. Название происходит от г. Бареж во Франции, места первоначального изготовления ткани.
    Бархат - ворсовая ткань с мягкой пушистой лицевой поверхностью, полученной введением кроме основы и утка специальной ворсовой ткани (ворсовой основы). Основой для ворса, определяющей сорт бархата, могут служить шелк, хлопок (полубархат) и шерсть. Ворсовую нить при прядении вытягивают при помощи специальных металлических прутков так, чтобы она образовывала на лицевой стороне петли. Если эти петли разрезались, бархат получал название разрезного, если нет - неразрезного, или петельчатого. Техника изготовления бархата была изобретена в Китае, в Европе стала известна в конце XIII века. В России первая шелковая мануфактура, изготавливавшая и бархат, была организована в 1717 году. Наиболее дорогими считались сорта шелкового бархата, отличавшиеся от других низким ворсом. Бархат на шерстяной и хлопковой основе появился в XVII веке. Название сорта бархата определяет место или технологию изготовления.
    Батист - очень тонкая полупрозрачная мягкая мерсеризированная ткань, хлопчатобумажная, льняная или шелковая, полотняного переплетения из туго скрученных нитей. Высокая прочность ткани в сочетании с легкостью и прозрачностью достигается за счет скрупулезного соблюдения одинаковой толщины основы и утка при использовании любого сырья. Название ткани происходит от фамилии ее создателя Франсуа Батиста из Камбре, французского ткача, жившего в XIII веке. Настоящий батист изготавливают из отбеленных тканей в отличие от близкой по технике ткани кембрик, также известной с XIII века, сотканной из окрашенных нитей или орнаментированной в технике набойки.
    Блонды - кружева, изготавливавшиеся из шелка-сырца, который имел золотистый цвет. Отсюда и название кружев от фр. Blonde. Основными центрами производства блондовых изделий были французские города Канн, Байе, Пюи. Этот сорт кружев получил широкое распространение уже в XVIII веке. При музейной атрибуции имеет значение толщина нити орнамента и контура рисунка, что позволяет отличить кружева, изготовленные в XVIII веке, от изготовленных в XIX столетии. Появление специальной машины для производства кружевного полотна не отразилось на стоимости блондов, которые по-прежнему считались предметом роскоши. Особенно велика была их популярность в первой половине XIX в.
    Брокатель - легкая полушелковая материя, вытканная небольшими цветами, золотыми или серебряными букетами, иногда оттененными цветными нитками. Во второй половине XVII - XIX веке использовалась для весенних платьев. Изящность и интимность брокатели в XVIII веке развилась в особый стиль тканей - органди и кисеи с вышивкой металлическими нитями.
    Вуаль - (от франц. Voile — покрывало, завеса), гладкая, вырабатываемая из пряжи — шерстяной, хлопчатобумажной или из шёлка. Вуаль бывает белёная, крашеная и набивная, лицевая сторона ткани часто украшается вышитыми рисунками. Применяется главным образом для шитья дамских платьев.
    Габа (ударение на последний слог) - очень плотное сукно, главным образом белого цвета, применявшееся для верхней одежды. Одной из разновидностей габы считают шерстяную или хлопчатобумажную ткань габардин, которая из-за своей плотности, а впоследствии и особой пропитки служила для изготовления непромокаемой одежды. Считают, что все разновидности габы стали известны в Европе через Испанию, которая заимствовала технику изготовления такой ткани и применения изделий из нее у арабов. В XIX веке в европейских странах было популярно пальто габан, название и покрой которого – испанского происхождения. Еще в XVIII веке габа ввозилась в Европу с Востока. Вполне вероятно, что габа – то же, что и аба – плотное белое сукно или плащ без рукавов из него.
    Газ - ткань из шелка или тонко скрученного хлопка. Особенность газового переплетения заключается в том, что при пересечении нитей утка и основы они не уплотняются специальными приспособлениями и между ними остается некоторое пространство. В классическом газовом переплетении две нити основы переплетаются с одной нитью утка. Ткани такой выработки получались особенно легкими, полупрозрачными. Газ вырабатывался узорным, гладким и даже не только полотняного, но и диагонального переплетения, при котором точки соприкосновения нитей утка и основы давали ощущение косых полос на поверхности тканей. Выделение сортов газовых тканей связано с особенностями обработки исходного сырья. Газ-марабу ткали из шелка-сырца, но нити предварительно скручивались. Поэтому марабу – газовая ткань золотистого цвета и более жесткая, чем другие газовые ткани. Газ-рис, напротив, ткался из сырцовых же, но не скрученных нитей, поэтому отличался особой мягкостью. Газ-иллюзион ткался из настолько тонкой пряжи, что был практически прозрачен. После появления особой вращающейся машины для производства кружевного и тюлевого полотна механизировался и процесс ткачества газовых тканей. Это значительно увеличило количество тканей и разнообразило их сорта. В периодических изданиях середины XIX века стали упоминать газ-кристалл. Для его производства использовались разноцветные нити утка и основы – такая ткань отличалась радужным блеском, переливчатостью драгоценного камня. Появление газа-кристалла четко датируется 1852 годом.
    Грогрон - гладкокрашеный шелк наивысшего качества, добываемый из самых лучших коконов шелковичного червя, дающих длинную неповрежденную нить. Качество сырья позволяло добиться очень плотного кручения пряжи, но при этом вес ее был невелик, т.е. штука (так в XIX веке называли рулон ткани) материи из грогрона весила много меньше, чем такой же по метражу кусок шелка другого сорта. Грогрон был самой дорогой шелковой тканью XIX века. «Гро», входящий в состав названия какой-либо ткани, означал, что исходным сырьем был шелк. Сортов таких тканей было очень много. Магазины и мануфактурные лавки середины XIX века предлагали гроданвер - узкий полосатый шелк из Анвера, гродеберлен- из Берлина, гродещин - из Китая, гроденапль - из Неаполя, гродетур- из Тура, гродефлоранс - из Флоренции и т.д. Обычно в сортах худшего качества, чем грогрон, утком служили более короткие нити, называемые «трам».
    Дама (ударение на последний слог) - ткань, орнамент которой достигался атласным переплетением (см. атлас), что давало блестящую поверхность рисунку, особенно заметному на матовом, чаще всего полотняного переплетения, фоне. Ее ткали из шелка или других видов сырья. Известны и другие сорта ткани, в название которых входит дама. Во всех случаях, известных автору, это является производным от названия г.Дамаска в Сирии, в котором ткали дама еще в раннем средневековье. Дамаст – как правило, хлопчатобумажная ткань белого цвета с блестящими узорами на матовом фоне. Дама-кафар – разновидность штофа из смешанной пряжи (шелк, шерсть, лен) для обивки мебели. Дамассе – ткань с очень крупными узорами с чередованием блестящих и матовых поверхностей. Дамассин – одна из немногих односторонних (т.е. имеющая лицо и изнанку) тканей такого типа. Дамаскет – похожая на парчу ткань с узором из металлических нитей на атласном фоне. Все разновидности дама объединяет эффект сочетания матовых и блестящих поверхностей для получения рисунков, чаще всего цветочных. Состав сырья, плотность ткани, особенности обработки пряжи позволяют определить тип и качество ткани и различить конкретную ткань среди близких ей по технологии производства. Еще в допетровские времена в России была популярна ткань камка, которая ближе всего к дама XIX века как по орнаменту, так и по своим пластическим свойствам.
    Дымка – тонкая, прозрачная шелковая ткань, более близкая по технике изготовления к газу. Во второй половине столетия о дымке говорили как о разновидности крепа, который изготавливался для ношения на головных уборах, чаще всего темных цветов. В начале XIX века дымка упоминается среди тканей для дорогих бальных нарядов, предназначенных для больших выездов.
    Камка - тонкая ткань с разнообразным по композиции цветочным рисунком, как правило, шелковая, одноцветная. Отличительной особенностью ее является сочетание блестящего узора и матового фона по лицевой стороне и блестящего фона и матового узора по изнанке. Камки выпускались и двусторонними, более сложной текстуры, где изнаночная поверхность была скрыта в толщи ткани. Игра света на шелковых нитях создавала впечатление переливчатости и делала ткань похожей на парчу. В России камка известна с XVII века, но наиболее популярной как ткань для пошива верхней одежды была в XIX веке.
    Камлот - шерстяная, а с XIX века - хлопчатобумажная ткань, дорогие сорта которой ткали из верблюжьей или ангорской шерсти с примесью шелка, что позволяло добиться рыхлой, мягкой фактуры полотна. Название происходит от греческого «верблюд». Более дешевые сорта камлота изготавливали из хлопка, причем основа натягивалась в две нити обязательно черного цвета, поэтому название ткани предполагает только темную окраску материи. Использовалась для мужской и женской верхней одежды.
    Кастор - тонкое шерстяное сукно разных цветов, лучшие сорта которого изготавливали во Франции, Бельгии, Голландии в XIX веке из пряжи с примесью бобрового или козьего пуха. Кастор использовался для пошива верхнего платья, шляп, перчаток, чулок. В отличие от обычных сукон, кастор имел ворс только на изнаночной стороне. Лучшим шляпным кастором считался марселет,который первоначально изготавливали в г. Марселе.
    Кисея - очень тонкая редко тканая полупрозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, цветная, узорчатая или с вышитым орнаментом. В первое десятилетие XIX века самой модной была белая кисея, как подражание античным традициям. По техническим и художественным качествам близка к муслину.
    Марселин - плотная, но тонкая одноцветная ткань из шерстяной пряжи. Марсель – первоначальный центр производства марселина – славился тонкой выделкой шерстяных тканей и сукон, имевших в XIX в. мировое признание.
    Миткаль - (от перс. меткал), суровая тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из довольно толстых нитей неотбеленной пряжи, как правило, сероватого оттенка. Миткаль используется как полуфабрикат в производстве клеёнки, дерматина и др. В результате соответствующей отделки из миткаля получают ситец и бельевые ткани — мадаполам, муслин др. При дальнейшей обработке из миткаля получали другие ткани: при отбеливании - коленкор и мадаполам, при крашении - кумач, при нанесении орнамента - ситец и т.д. Самым лучшим миткалем в XIX веке считался английский.
    Муар - шелковая ткань полотняного переплетения с волнообразным отливом, полученным за счет обработки специальными валиками-каландрами, однотонная, переливающаяся. Использовалась для пошива женского платья, отделки мужской одежды, орденских лент. Лучший муар в Росси XIX века выпускала фабрика Н.Серебряникова в Петербурге. Муар из шелка высшего качества назывался гро-муар, муар с крупными волнами - муар-антик.
    Муслин - очень тонкая легкая шерстяная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, популярная до середины XIX века. Иногда при изготовлении муслина использовалась также льняная или шелковая пряжа. Слово муслин происходит от названия г. Мосула в Ираке, где в древности находились знаменитые текстильные мануфактуры. Разновидностью муслина можно считать муслинделин - рыхлую тонкую шерстяную ткань, которая использовалась для пошива женского платья.
    Нансук - тонкая хлопчатобумажная ткань белого цвета полотняного переплетения. Использовалась в XIX веке для белья и мелких деталей женского туалета.
    Плис - разновидность хлопчатобумажного бархата с несколько большей, чем у последнего, длиной ворса. В XIX веке существовало несколько сортов плиса – вельвертин, бивер. Во второй половине XIX века появился сорт мебельного плиса, который изготавливался из чистошерстяной пряжи или смеси шерсти и хлопка. Из современных тканей плис ближе всего к плюшу, но последний изготавливался с шелковым ворсом (см. бархат). Плис в России носили все, но богатые крестьяне и купцы шили из него нарядную одежду, а дворянство использовало плис в качестве ткани для домашнего костюма. Плис использовался не только для одежды, а позднее – мебельной обивки, но и для изготовления мягкой, спокойной обуви.
    Репс - плотная ткань из шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной пряжи полотняного переплетения с мелким поперечным или продольным рубчиком на поверхности, образованным за счет разницы в толщине основы и утка. Шерстяной и хлопчатобумажный репс применялся в XIX веке для декоративных целей, шелковый - для мужской и женской одежды только в городской среде, так как был достаточно дорогим.
    Ситец - (от голл. sits; первоисточник санскр. ситрас — пёстрый), легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из отбеленной пряжи. Нити утка и основы одинаковой толщины. Орнамент наносится набойкой. Первоначально ситец изготавливался в Бенгалии (Индия), в России - с XVII века. Как ткань для модных платьев стал использоваться в XVIII веке. Ограничения в его использовании объяснялись тем, что ручная набойка трудоемкая и дорогостоящая операция, а первые печатные машины могли давать только одно-, двуцветные ткани. В 30-х годах XIX века в промышленность была внедрена первая многоцветная печатная машина - перротина, дававшая высокое качество набойки.
    Тюль - ткань или прозрачное плетение из тонких ниток в виде равномерных мелких круглых ячеек. Сочетание ячеек, заполненных плетением и незаполненных, образует узор, чаще всего геометрический или растительный орнамент. Тюль был наиболее модным в эпоху ампир и использовался для пошива легких платьев-туник.
    Флер - прозрачная тонкая шелковая или шерстяная ткань.
    Фуляр - ткань из шелковых некрученых нитей различного переплетения, в дешевых сортах - с добавлением хлопчатобумажной пряжи. Характер обработки сырья позволял получать особенно тонкие, мягкие и легкие сорта. Фуляр выпускали как одноцветным, так и орнаментированным. Орнамент чаще всего использовался геометрический, очень популярной под влиянием В.Скотта была клетка. Использовался фуляр для изготовления шейных платков, шалей, пошива платья.
    Шалон - легкая шерстяная ткань, тканная, как двусторонняя саржа с орнаментом с обеих сторон в виде диагональных полос. Название происходит от места первоначального производства - г. Шалона на Марне во Франции. Полностью вышла из употребления во второй половине XIX века.


    Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным...
    (Сенека)
    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Ответ:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

    показывать это сообщение только модераторам
    не делать ссылки активными
    Имя, пароль:      зарегистрироваться    
    Тему читают:
    - участник сейчас на форуме
    - участник вне форума
    Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 149
    Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
    аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



    Ramblers Top100