Apropos | Клуб "Литературные забавы" | История в деталях | Мы путешествуем | Другое
АвторСообщение



Сообщение: 128
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.09 08:06. Заголовок: Гигиена разных стран в разные эпохи: факты, заметки, домыслы, рассуждения


Не будем ограничивать тему временными и географическими рамками.

Интересные факты:
•Идея нарисовать «ярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречь людей там гадить» основывалась на сакральном понимании знака, так как красный крест на белом фоне - старинное знамя Христа, символ помощи и спасения, и мочиться на него - действительно для христианина грех.
•Король Луи Шестнадцатый имел привычку собирать двор в ДЕНЬ КЛИЗМЫ - и принцы, и министры часами стояли вокруг него, причем это почиталось за величайшую честь.
•Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе. Такая вот любовь.
•Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили христианские лагеря. Ответ пришел очень скоро - по запаху.
•В конце своего правления Людовик XV приказал еженедельно убирать фекалии из Версаля, чего раньше не делали.
•«Нестерпимое зловоние реки в районе Лувра побудило короля Франциска I купить замок Тюильри ниже по течению. Впрочем, там пахло не многим лучше». (Юджин Вебер)
•Первая генеральная уборка улиц Парижа в 1668 г. произвела на всех такое впечатление, что Академия художеств выбила бронзовую медаль в честь этого события, а поэты слагали о нем стихи.
•Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.

Итак разбираемся, а как на самом деле обстояли дела с гигиеной, как мылись-брились-душились люди в прошлые века?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 32 , стр: 1 2 All [только новые]





Сообщение: 129
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.09 08:47. Заголовок: Прежде всего хочу по..


Прежде всего хочу поблагодарить форумчанок за за небольшую дискуссию, начавшуюся здесь, логическим продолжением которой стала эта тема.

Скрытый текст



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 130
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.09 09:22. Заголовок: Сначала я хотела сде..


Сначала я хотела сделать подборку о коврах и ночных вазах Версаля, но, пути гугля неисповедимы, поэтому будет про:
Блохоловки



• Интересным вляется тот факт, что блохи не вызывали у людей такого отвращения как, скажем, вши. Более того блохи во многих случаях вызывали к себе интерес у коллекционеров и даже служили предметом экстравагантных развлечений человека.
Вот одна из таких забав. В XVII в. среди французских кавалеров считалось модным хранить, как сладкое воспоминание, блоху, пойманную собственноручно на теле дамы своего сердца. Держали блоху в миниатюрной, часто прекрасной ювелирной работы шкатулке-клетке, висящей на цепочке на шее, и блоха каждый божий день сосала кровь «счастливого» владельца. Этим безумно своеобразным сувениром оригинал старался обратить на себя внимание окружающих и только с ним был вхож в сомнительные компании. А когда блоха издыхала, убитый горем кавалер отправлялся на ловлю нового сувенира при живом участии всей распутной братии! Помимо анонимных историй, до наших дней дошло и свидетельство, что таким сладостным сувениром владел французский поэт и большой распутник Барро (Jacques Vallee des Barreaux, 1602 — 1673, который держал блоху, изловленную на знаменитой куртизанке Марион Делорм (Marion Delorm).


•Блохоловки носили на шее ,на поясе -как украшения, крепили под кринолины,туда капали капельку крови для приманки блох.


Оказывается, горностай- тоже своеобразная блохоловка!

•Интересно,что меховые блохоловки стали прообразом меховых горжеток и боа.

•Отношение к гигиене тогда было, мягко говоря, своеобразным. Мылись и умывались редко. Запах заглушали духами. Огромные прически ,парики, щедро усыпанные пудрой (мукой) и напомаженные- все кишело блохами! Были специальные шкафы-кабинки, где сверху сыпалась пудра. Пудра и румяна на лице скатывались катышками и осыпались, но этого не было заметно в свете свечей. В роскошных замках царило зловоние. Короли нередко испражнялись, не сходя с трона . «Модные в XVIII веке цвета «парижской грязи», «кака дофина», «гусиного помета» и «рвоты императрицы» передавали, честно и простодушно, одну из сторон тогдашнего быта, привычную и хорошо знакомую каждому». В эпоху Ренессанса в Париже вода была на вес золота, на весь город имелось только около сорока колодцев и примерно столько же фонтанов. Французский врач Жером де Мерибель советовал натирать подмышки розами, если «они воняют козлом».
Еще любили держать в руках маленьких собачек, у них температура тела выше- и блохи устремлялись на бедное животное! (Современные дамы, таская своих любимиц повсюду, видимо , не подозревают, как и почему возникла такая традиция).
отсюда

Меховые блохоловки - Zibellini
Предполагают, что это - прообраз будущей муфты, а может, просто вещица, которую приятно вертеть в руках. Статусная безделушка. Zibellino - то есть соболь. А, кроме соболя - куница или горностай, иногда рысь. Шкурка зверька с мордочкой и лапками, окованными золотом и украшенными драгоценными камнями.
Появились они в Италии, а в конце 16 в. добрались и до Англии.
Дамы с "блохоловками" :)

Портрет Елизаветы I


Протрет Фрэнсис Сидней, графини Сассекс (и блохоловка крупным планом)


Портрет Изабеллы Валуа, второй супруги Филиппа II


Портрет знатной итальянки
___
А вот - zibellini более скромно отделанный, зато большой, наброшенный на плечо.


отсюда

XVII-XVIII век, Европа

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
покладистая тигра




Сообщение: 410
Настроение: Кусаюсь редко...
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.09 11:58. Заголовок: Викторианский Туалет..


Викторианский Туалет





Сегодня мы нагло приоткроем самую сокровенную завесу викторианской жизни и поговорим про туалеты в эту славную эпоху. Унитазы, похожие на те что установлены в современных туалетах, начали появляться в 1850х годах. До этого дело обычно ограничивалось двумя вариантами – или отхожее место, обычно во дворе, или горшок. Уборная находилась на заднем дворе, в укромном местечке, где никто не мог потревожить ваш покой. Даже после изобретения унитазов многие семьи продолжали пользоваться уборными на улице, или же устанавливали современный туалет в доме, а слуг продолжали гнать во двор. Хорошо иллюстрирует «походы на двор» совместная эпиграмма Пушкина и Баратынского. Она не имеет никакого отношения к викторианской Англии, но очень мила:

Князь Шаликов, газетчик наш печальный,
Элегию семье своей читал,
А казачок огарок свечки сальной
Перед певцом со трепетом держал.
Вдруг мальчик наш заплакал, запищал.
«Вот, вот с кого пример берите, дуры!» —
Он дочерям в восторге закричал. —
«Откройся мне, о милый сын натуры,
Ах! что слезой твой осребрило взор?»
А тот ему: «Мне хочется на двор».


Такой моцион – беготня из спальни во двор – конечно полезен для здоровья, но не в том случае, если на улице метель, или если вы съели фунт зеленых яблок, забыв предварительно помыть руки. Поэтому помимо уборных пользовались и ночными горшками.

Ночной горшок вообще нетрудно перепутать с кастрюлей – быть может, какой-нибудь сельский житель, очутившись в столице, и польстился бы на блестящее фарфоровое чудо с росписью, и подарил бы его любимой теще в качестве супницы. Впрочем, у ночного горшка обычно есть ручка – чтобы слугам проще было его поднимать – и крышка. Хранился ночной горшок под кроватью, а во время утренней уборки спальни обязанностью служанки было его опорожнять. Многие хозяйки настаивали на том, чтобы на этаже, где находится детская, не было раковин, дабы у прислуги не было соблазна вылить содержимое горшка туда, не донеся его до подвала, где располагались хозяйственные помещения. Это было бы великим преступлением против гигиены. Помимо горшков обычной формы – с округлыми боками и ручкой – встречались так же горшки оригинальных форм. Например, небольшой вытянутый горшок с подъемом впереди назывался Bourdaloue - считается, что названием своим он обязан французскому священнику Louis Bourdaloue. Его проповеди были такими длинными, что служанкам приходилось приносить хозяйкам горшки, чтобы те могли справить малую нужду не выходя из помещения. На дворе стоял 17 век, и пышные юбки вполне позволяли проделать это незаметно. Хотя эта история относится к разряду городских легенд.

Но и столь необходимым горшкам пришлось уйти на пенсию когда на горизонте появились унитазы нового типа. Их появлению способствовали несколько условий. Во-первых, сама чаша унитаза должна быть сделан из материала, не впитывающего влагу и частицы грязи. Такой материал – глазированная керамика – была доступен и ранее, но помимо этого требовался еще и эффективный клапан. В-третьих, требовалась не менее эффективная система слива. Прародители современных унитазов были неудобными именно по причине того, что эффективность двух последних элементов оставляла желать лучшего. Если рассмотреть схему первого унитаза, то можно увидеть что вода скапливалась в медном резервуаре внизу унитаза – он еще называется D trap, потому что по форме напоминает букву D. Контейнер с продуктами жизнедеятельности опорожнялся в резервуар, куда затем следовало слить воду, чтобы она вынесла продукты жизнедеятельности дальше в канализационную трубу. Этот унитаз доставлял своим пользователям массу проблем. Приходилось тратить много воды, чтобы смыть все качественно. Тем не менее, лондонские правила запрещали использовать больше двух галлонов воды для одного смыва. Этого количества воды не всегда хватало чтобы полностью очистить резервуар, поэтому запах был еще тот (быть может, даже хуже того, что стоял в нашем школьном туалете). Поэтому первые туалеты устраивали в где-нибудь в задних комнатах, чтобы сомнительный аромат не потревожил хозяев в гостиной.

Но не вечно же длиться этому безобразию! На смену старомодному унитазу пришел унитаз с сифоном (S-bend), что позволяло полностью опорожнять резервуар и блокировать все запахи. Так же произошли изменения в системе слива – если раньше слив зависел лишь от силы воды, то 1870х годах начали применять бесклапанный сифон, создававший вакуум, который помогал всасывать загрязненную воду. В 1860х – 70х годах наиболее популярны были унитазы, произведенные компанией Томаса Краппера, человека с фамилией, удивительно соответствующей роду его занятий (признаюсь, когда я прочла фамилию Crapper, у меня началась истерика. Тем не менее, глагол to crap - «испражняться» - появился гораздо раньше и никак не связан с этим изобретателем.)

Поскольку унитазы были наконец лишены дурного запаха, они начали выходить из подполья. Теперь незачем было устанавливать туалет в закутке в дальних комнатах. Самым популярным месторасположением туалета стал чуланчик под лестницей, поближе к гостиной и зале. Тем не менее, при смыве унитаз издавал такой громкий звук, что его было слышно в гостиной, что могло смутить помешанных на приличиях викторианцев.

В начале своей карьеры унитазы находились в деревянном футляре, закрывавшем чашу. Но начиная с конца 1870х наступила мода на унитазы всех форм и расцветок, в стиле ампир и ренессанс, богато украшенные лепкой, росписью и т.д. Но несмотря на то, что внешний вид унитазов поражал воображение, с туалетной бумагой обращались по старинке – обычно для этих нужд шла любая доступная бумага, например, старые конверты или бумажные пакеты. Бумагу резали на куски, нанизывали на нитку и вешали эту конструкцию в туалете. Вспомнить хотя бы героинь Пратчетта нянюшку Ягг и матушку Ветровоск. Вот так в «Дамах и Господах» описывается уборная Эсме:

В уборной поселился барсук.
Матушка Ветровоск вынуждена была несколько раз ткнуть в него помелом — наконец до барсука дошло, и он неуклюже уковылял прочь. Затем матушка сняла ключ, висящий на гвоздике рядом со старым выпуском «Поижидневного Ещегодника», и зашагала по дорожке к своему домику.

Так же в разговоре о туалетной бумаге – о викторианской или о какой-то иной – просто невозможно еще раз не упомянуть Пушкина, потому что он воспел ее в стихотворении «Ты и Я». В данном случае нас интересует не политический контекст, а тот скорее разница в качестве туалетной бумаги в зависимости от общественного положения. Наверняка и у викторианцев существовало такое расслоение.

ТЫ И Я.

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я как смерть и тощ, и бледен.
Не имея в век забот,
Ты живешь в огромном доме;
Я ж средь горя и хлопот
Провожу дни на соломе.
Ешь ты сладко всякой день,
Тянешь вины на свободе,
И тебе не редко лень
Нужный долг отдать природе;
Я же с черствого куска,
От воды сырой и пресной,
Сажен за сто с чердака
За нуждой бегу известной.
Окружен рабов толпой.
С грозным деспотизма взором,
Афедрон ты жирный свой
Подтираешь коленкором;
Я же грешную дыру
Не балую детской модой
И Хвостова жесткой одой,
Хоть и морщуся, да тру.

Помимо туалетов дома, в викторианскую эпоху популярными становятся и общественные уборные. Например, во время Всемирной Выставки 1851 года посетители могли пользоваться уборными, где были установлены туалеты новых моделей, со сливом. 14 процентов посетителей выставки (827000 человек) воспользовались этими новшествами. В том же году первая общественная уборная появилась на Флит Стрит. Годом спустя была открыта женская уборная. Женские уборные были менее распространены чем мужские – горожан часто беспокоило, что уборные станут местом сбора проституток.


Горшок для дамы, желающей сходить стоя:


Гибрид унитаза и ночного горшка - так называемый "земляной унитаз," изобретенный преподобным Генри Моулом в 1860м Изобретатель вдохновился отрывком из Второзакония 23: 12-13 - "Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить;кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое." В контейнере позади "унитаза" находится сухая земля без комков. Если дернуть за рычаг, она посыпится в горшок, который потом можно попрожнить вместе с землей - так проще и чище. Эта модель чем то напоминает кошачий туалет.








Ссылка: http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/174328.html



Я - романтик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
покладистая тигра




Сообщение: 411
Настроение: Кусаюсь редко...
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.09 12:06. Заголовок: Дополнение Схему уни..


Дополнение
Схемы унитазов:



Я - романтик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 53
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 07:10. Заголовок: Aconite пишет: - Л..


Aconite пишет:


 цитата:
- Леди, а не можете после повторить ссылочку в этой теме? (Если пожелаете, конечно)



С удовольствием, click here

Что касается материалов. Ох, сколько подобного в свое время перечитала по инету... Но почему-то ни в одном источнике или работе серьезного историка по XVII веку мне не встречались упоминания о блохоловках. Парики начали пудрить в XVIII веке (в XVII они вошли в широкую моду только к 80-ым годам, и их не было принято пудрить). Живность в качестве отгона блох от собственной головы - это конечно весьма любопытно и забавно. :))) Но зачем такие мучения, не проще ли было воспользоваться давно известным уксусом?

Что касается портретов дам с якобы блохоловками... Я не специалист по XVI веку, но по аналогии с XVII могу предположить, что это за фигень такая на самом деле. :) Было принято привязывать к поясу платья всякие безделушки - зеркальца, мушечницы, гребешки, флакончики с духами и с локонами возлюбленных и прочее. Насчет блохоловок у меня большие сомнения. Ну как вы себе это представляете? Блохи, которые спокойно себе живут в волосяном покрове, должны все сбежаться к какой-то дребедени на шнурке? Вообще, что характерно для подобных истоирческих "ужастей" - они не только не имеют никаких подтверждений, но часто просто не дружат с логикой. Могу еще историю подкинуть, из той же серии. Рассказывали (непонятно кто и непонятно когда), как испанский посол, прогуливаясь в великолепных садах Версаля, упал в обморок (!) от разносящегося по нему зловония. Ну даже если предположить, что там была мусорная свалка... вот вы, когда идете мимо мусорки, часто в обморок падаете? Так это сады! Зелень и кислород! Да и что это за посол такой хилый?

Вообще, в подобных статейках мне видится какое-то нездоровое смакование... хм... нечистоплотных подробностей. Ну может кому-то и приятно осознавать, что он чище Людовика XIV, но вообще Золотой Век поливали и поливают грязью очень незаслужено.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 147
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 11:09. Заголовок: Эрика Легранж, Daria..


Эрика Легранж, Daria
Я в восторге от Ваших дополнений, леди.
Daria пишет:

 цитата:
Но почему-то ни в одном источнике или работе серьезного историка по XVII веку мне не встречались упоминания о блохоловках.


Охх, вспомнилась мне одна статейка, прочитанная мимоходом то ли в "Вестнике древней истории" то ли в журнале "Восток". Увы в сети я ее не нашла, в а ехать в институтскую библиотеку - выискивать, смысла нет)))
Статья очень серьезная и посвящена была переводу с древнешумерского вот этого отрывка эпоса:

 цитата:

А древо — корни его он разрубил, ветви его он расщепил.
Сограждане его, что с ним вместе были,
Ветви его отрезали, повязали,
И сестре своей, чистой Инанне, для престола ее он дал,
Для ложа ее он дал.
Он же из корней барабан себе сделал волшебный, Пукку.
Из ветвей барабанные палочки сделал волшебные, Микку.


Гильгамеш, Энкиду и нижний мир

Вернее, значению двух слов: микку и пукку. Это мы в тексте читаем, появившиеся стараниями лингвистов: "барабан" и "барабанные палочки".
В первоисточнике язоковеды смогли прочесть лишь то что Гильгамеш сделал какие-то "микку и пукку", которые, судя по случившемуся с жителями Урука, были волшебными, и подчиняли волю людей.


 цитата:
Возомнил себя герой равным богу, начал использовать жителей Урука без всякой жалости. Молодых людей заставлял он работать, не покладая рук, а юных девушек отрывал от матерей их и женихов и в доме своем держал для утех. Подняли молодые девы плач великий, и услышал его справедливый бог Уту. В единочасье провалились и пукку, и микку в нижний мир


Так вот в статье очень умно и обоснованно объяснялось почему же микку и пукку это все же именно барабан и барабанные палочки, а ни что иное (бубен и колотушка, к примеру или плеть и колодки)
Доказательство строилось на сравнительном анализе древнешумерского эпоса и... былине о Садко и Морском царе.
Что, дескать, имеет место такой мотив: у Садко были волшебные гусли, игрой на которых он заставил плясать Морского царя. А раз Гильгамеш используя микку и пукку подчинил себе жителей урука, то значит это - тоже какой-то музыкальный инструмент, а раз упомянуты две части, то значит самое вероятное, что может быть - барабан и палочки.

Нет, я не оспариваю научность статьи и авторитет автора, и вполне допускаю, что за энное количество лет могла упустить что-то из "доказательной базы", но сама логика сопоставления древнешумерского и эпоса и русских былин, для того чтобы получить вывод, меня улыбнула, и тем сама статья запомнилась. Ведь это произведения не просто разных народов, но разных эпох и культур, между которыми более трех тысяч лет.

Это я к тому, что порой, мы едва ли сможем с полнейшей уверенностью говорить о том, блохоловки это или нет, и утверждать подобное о массе аксессуаров, назначение которых стараемся определить. Но у тех, кто делает такие заключения есть свои обоснования, источники, упоминания в текстах современников. А звание "серьезный" историк - это ярлычок-с. Имея его можно наделать ой каких несерьезных ошибок. (не буду уходить в оффтоп, вспоминая теории, не получившие доказательств, выдвинутые серьезными историками)

Daria пишет:

 цитата:
Я не специалист по XVI веку, но по аналогии с XVII


Ну, я вообще практически не интересовалась культурными прелестями Средневековья и Нового времени, тем любопытней мне раскапывать сейчас всякие фиговины. Европейцы, конечно, не культурные жители античной Греции, но тоже люди)))

Daria пишет:

 цитата:
Насчет блохоловок у меня большие сомнения. Ну как вы себе это представляете? Блохи, которые спокойно себе живут в волосяном покрове, должны все сбежаться к какой-то дребедени на шнурке?


Блохи живут на теле, в волосяном покрове под париками версальских красавиц жили, пардон, вши))
После того, как мы с мамулей (кошатница еще та) разом устроили потравку блох пяти кошкам, сидеть на кресле, гордо покрытом трофейной медвежьей шкурой, стало невозможно. Блохи переселились туда, и вопреки здравому смыслу и срокам блошинной жизни, аргументом их выселения из шкуры стал только дихлофос.

Daria пишет:

 цитата:
Вообще, в подобных статейках мне видится какое-то нездоровое смакование... хм... нечистоплотных подробностей.



А меня, наоборот, радует доказательство того, что все-таки живые люди были: болели, потели, нужду справляли, мылись (?!), любились плотски, и аборты делали, если что, а не только бархат и атлас носили, о высоких материях рассуждали, в любви признавались и соблазняли куртуазно, да на дуэлях чудеса ловкости и отсутсвия здравого смысла демонстрировали.
Можно, конечно ханжествовать и искренне полагать, что не королевское это дело ... мыться... но ведь живой был человек, а не кукла в парике и камзоле)
Да, на страницах дамского романа эти подробности неуместы, и испортят всю эстетику и сведут на нет романтику. Но кто ищет настолько полной исторической достоверности в романе?





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3057
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 13:21. Заголовок: Эрика Легранж http:..


Эрика Легранж Особо восхитило это чисто гжелевское чудо «для дамы, желающей сходить стоя»
Aconite Конструкция блохоловок озадачила, zibellini - просто потрясли. Теперь при виде дамы в соболях у меня будет возникать вопрос "А для чего они ей?"
Жаль, что нет «машины времени», чтобы можно было удостовериться наверняка: мыть или не мыть как там у них обстоял с этим вопрос на самом деле
Дамы, всем спасибо Интересная тема.

«Sometimes I’m up... sometimes I’m down...»
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 56
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 17:08. Заголовок: Aconite пишет: Это..


Aconite пишет:


 цитата:
Это я к тому, что порой, мы едва ли сможем с полнейшей уверенностью говорить о том, блохоловки это или нет, и утверждать подобное о массе аксессуаров, назначение которых стараемся определить. Но у тех, кто делает такие заключения есть свои обоснования, источники, упоминания в текстах современников.



Конечно. Но можем также, руководствуясь имеющейся информацией и логикой, делать какие-то выводы, сугубо для себя, так сказать. :) Называться 100%-ным фактом такие вещи, ясное дело, не претендуют. И в исторической науке такого масса. )))

Aconite пишет:


 цитата:
А звание "серьезный" историк - это ярлычок-с. Имея его можно наделать ой каких несерьезных ошибок.



Э-э, не скажите. Ну, положим, один автор изучал мемуары тех времен, а другой бульварную писанину и сказки горе-историков времен Революции. Я вполне обосновано буду считать первого более авторитетным. :))

Aconite пишет:


 цитата:
Блохи живут на теле, в волосяном покрове под париками версальских красавиц жили, пардон, вши))
После того, как мы с мамулей (кошатница еще та) разом устроили потравку блох пяти кошкам, сидеть на кресле, гордо покрытом трофейной медвежьей шкурой, стало невозможно. Блохи переселились туда, и вопреки здравому смыслу и срокам блошинной жизни, аргументом их выселения из шкуры стал только дихлофос.



Н-да, век живи - век учись. Вот так бы еще долго и не знала, чем блохи от вшей отличаются.

Aconite пишет:


 цитата:
А меня, наоборот, радует доказательство того, что все-таки живые люди были: болели, потели, нужду справляли, мылись (?!), любились плотски, и аборты делали, если что, а не только бархат и атлас носили, о высоких материях рассуждали, в любви признавались и соблазняли куртуазно, да на дуэлях чудеса ловкости и отсутсвия здравого смысла демонстрировали.
Можно, конечно ханжествовать и искренне полагать, что не королевское это дело ... мыться... но ведь живой был человек, а не кукла в парике и камзоле)
Да, на страницах дамского романа эти подробности неуместы, и испортят всю эстетику и сведут на нет романтику.



Да все верно, человеку интересен человек, а не куклы. Но все же в человеке более интересно человеческое. Такие подробности они любопытны, не более. Ну, историки, конечно, самозабвенно в этом копаются, а для писателя, вы правы, важны совсем другие вещи. Но в данном случае возмутительно то, что помимо реальных фактов, здесь полно всяких выдумок. Такое ошеломляет читателя, вот и пишут. Что касается неэстетических подробностей, то они и так, конечно же, имеются. Взять хотя бы тогдашнюю медицину и "методы лечения". Но что касается конкретно гигиены, то здесь многие обвинения безосновательны, более того, легко опровергаются фактами, просто на основе анализа.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
упёртый завсегдатай




Сообщение: 2184
Настроение: Зима! Во дворе залили каток!
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 17:10. Заголовок: Не понимаю, как и о..


Не понимаю, как и откуда мог возникнуть страх мытья и купания?
Прочитаешь - просто жуть берёт!

В Древнем Египте, Риме, Греции существовал культ омовений, бани, купания,
омолаживающие ванны (молоко, лепестки цветов..)
Горшки, конечно, симпатичные, но ведь ещё в Персии (у Дария Великого, если не ошибаюсь)
его столица Парсу (Персеполис) была оборудована общей системой канализации.
Со своеобразными каменными унитазами.


Тот, кто меня любит, делает меня лучше.
Тот, кто меня ненавидит, делает меня сильнее. (с)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 162
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 18:01. Заголовок: Wega Все так, милед..


Wega
Все так, миледи, все так, но благодаря Христианству все эти достижения были признаны недостойными )) Обобщенно сказала, конечно) но тем не менее.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 57
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 18:12. Заголовок: Картинки с мытьем, в..


Картинки с мытьем, в отличие от блохоловок, здесь хотя бы все однозначно. (Прошу прощения, у меня не получилось выложить в превью).






На второй картинке - Габриэль д'Эстре с сестрой. Видимо мылась в пику возлюбленному.





А вот та самая гравюра XVII века, о которой я упоминала. Это ванна (видно по низу), принято было класть простыню и мыться в рубашке (прислугу стеснялись).

Бурное развитие мыловарения в Средние Века само собой говорит в пользу гигиены. Парфюмеры изголялись, стараясь придать мылу разнообразные ароматы. Зачем, спрашивается, если мыться считалось вредным?



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 163
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 18:34. Заголовок: Daria пишет: На вто..


Daria пишет:

 цитата:
На второй картинке - Габриэль д'Эстре с сестрой. Видимо мылась в пику возлюбленному.


О, женщины, вам имя - вероломство!
А ведь просил же не мыться !!! Как она могла?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
девушка с клюшкой




Сообщение: 18203
Настроение: собака на льду...
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 18:42. Заголовок: Daria Картинки выкл..


Daria
Картинки выкладываются превьюшками. Пожалуйста, отредактируйте свой пост 18:12

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 58
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 18:49. Заголовок: Aconite пишет: О, ..


Aconite пишет:


 цитата:
О, женщины, вам имя - вероломство!
А ведь просил же не мыться !!! Как она могла?



Может она мылась слишком часто, а ему нравился ее естественный, так сказать, запах... Ой, пардон, ну тема такая, что...

Хелга пишет:


 цитата:
Daria
Картинки выкладываются превьюшками. Пожалуйста, отредактируйте свой пост 18:12



Я честно пыталась - не получилось. Может админ поможет и отредактирует?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
девушка с клюшкой




Сообщение: 18205
Настроение: собака на льду...
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 18:54. Заголовок: Daria пишет: Может ..


Daria пишет:

 цитата:
Может админ поможет и отредактирует?


Все сделала.))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 59
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 19:00. Заголовок: Хелга пишет: Все с..


Хелга пишет:


 цитата:
Все сделала.))



Спасибо огромное!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
девушка с клюшкой




Сообщение: 18209
Настроение: собака на льду...
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 19:11. Заголовок: Пожалуйста, но через..


Пожалуйста, но через радикал все картинки прекрасно вставляются превьюшками. ))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
покладистая тигра




Сообщение: 417
Настроение: Кусаюсь редко...
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 22:18. Заголовок: Wega Пишет: Не пони..


Wega Пишет:


 цитата:
Не понимаю, как и откуда мог возникнуть страх мытья и купания?


Aconite пишет:


 цитата:
Все так, миледи, все так, но благодаря Христианству все эти достижения были признаны недостойными



Смрадная Европа

Историки нам расскажут, что еще задолго до нашей эры Иерусалим, Рим, Вавилон и другие древние города имели канализационную систему. Якобы существовала централизованная система стоков и позже, только уже в арабском мире. В христианской же Европе о канализации ничего не знали, и она (Европа) жила, как бы это сказать, попроще. Эта простота продолжалась до относительно недавних времен, пока не была устранена общественным и научно-техническим прогрессом. Можно ли действительно верить в то, что европейцы забыли или отказались от канализации, пусть и примитивной, более чем на тысячу лет, предпочитая жить в полном дерьме? Да, да, в прямом смысле. А как иначе, подумайте, могли жить люди в крупнейших городах, если в качестве туалета им служили жилые помещения, либо улицы? Вплоть до второй половины XVIII века...

В средневековом городе ни туалетов, ни выгребных ям не было, и все нечистоты выбрасывались из домов прямо на улицу. Здесь же на улице хозяева забивали и разделывался скот, оставляя валяться ненужные внутренности и другие части. Свой вклад вносили «пасущиеся» здесь свиньи. Никто и ничего не убирал и не чистил десятилетиями, а то и веками. В результате улицы заполнялись зловонной массой из испражнений и разложившихся отходов.

Если в сухое время над городом стоял просто страшный смрад, то в дождь улицы были запружены отвратной жижей, делая всякое передвижение по ним невозможным. Уровень нечистот поднимался так высоко, что приходилось использовать ходули, ставшие у горожан обязательным предметом быта.

Все это происходило в самых «цивилизованных» городах: Париже, Лондоне, Мадриде. Наиболее широкая улица того времени - шесть-семь метров. Таких «проспектов» было немного. Как правило, улицы была шириной около двух метров. Были же шириной и в метр. В дождливую погоду по ним неслись бурные потоки нечистот, несшие свои «воды» в более низко расположенные улицы. С течением времени возникали даже соответствующие реки. Так, в Париже появилась речка Мердерон (фр. мерд – дерьмо, отсюда русское «смердить»), то есть, по-русски, Смердянка. В конце концов, все стекало в обычную реку, на которой стоял город. Это и была городская канализация.

Вторые этажи многих домов имели небольшие пристройки, нависавшие над улицей. Это были отнюдь не лоджии или балконы. Единственное их назначение было служить отхожим местом. Система была проста и состояла из отверстия в полу, сквозь которое испражнения прямиком попадали в городскую «канализацию».

Французский король Филипп, основатель Лувра, однажды упал в обморок от жуткого запаха, поднятого колесами проехавшей мимо него телеги. Там же в Париже один принц упал с лошади и утонул прямо на улице, захлебнувшись ее содержимым. В более поздние времена в Лондоне в здании Парламента никогда не открывали окон: вонь от текущей под ними Темзы была невыносимой.

Не лучше обстояло дело и в королевских дворцах. Как и везде здесь тоже не было никаких туалетов, и нужду отправляли прямо в дворцовых коридорах. Это касается, естественно, и Лувра. Туалетный горшок появился в его стенах только в XVI веке. А до этого все делали там, где приспичит. Но и с появлением «ночных ваз» ими пользовались лишь избранные, остальные же многочисленные дворцовые обитатели обходились старым и более простым способом.

Испанский посол, прибывший однажды к Людовику XIV в Версаль и зашедший в его комнату, столкнулся с таким амбре, что вынужден был попросить хозяина перенести аудиенцию в королевский парк. Гость не знал, что все кусты парка регулярно удобрялись прогуливающимися там местными обитателями, а так же слугами, сливающими туда содержимое горшков. Выйдя в парк, бедняга просто потерял сознание от стоящей в нем вони.

Дело доходило до того, что нужду справляли не только в темных дворцовых перекрытиях или за плотными портьерами комнат, но и прямо во время многолюдных собраний, например, на балу. Для этого достаточно было только отойти в сторонку, к стене зала. Это кажется невероятным, но нужно учитывать, что тогда были совсем другие представления о приличиях, о том, что хорошо, а что не очень. Если вообразить картину, когда города, их улицы и дома утопают в нечистотах, когда вокруг сплошная грязь, антисанитария и смрад, то в таком непосредственном поведении не будет ничего необычного.

Кроме того, сами же люди были источниками и носителями нечистоплотности. Быть грязным и вонючим считалось нормальным и даже желательным. Христианская доктрина предусматривала крещение водой как акт очищения на всю жизнь, в прямом и переносном смысле. Поэтому церковью мыться запрещалось. Чем грязнее было тело, тем более «чист» оказывался его хозяин, тем ближе он был к богу. Монахи и монашки были грязнее и взашивленней самого последнего современного бомжа.

Стремились ли быть похожими на них остальные или нет, все равно, они были не намного чище. К религиозному мракобесию добавлялось медицинское. Считалось, что омовение водой портит кожу и вызывает различные болезни. Даже лицо помыть и то было нельзя, иначе якобы могло испортиться зрение, поэтому довольствовались легким ополаскиванием рук и рта. Никто, включая короля и его придворных, не мылись годами. И это все происходит не в «темные» века, а в разгар «светлого» Возрождения и даже многим позже.

Людовик XIV мылся всего два раза в жизни – врачи настояли. Король Генрих Наваррский принимал водные процедуры только три раза, да и то, два из них, опять же, по совету врачей. Испанская королева Изабелла II за всю жизнь помылась один раз: в день свадьбы. Омовения при рождении – не в счет. Все эти особы жили в XV-XVIII веках.

Естественно, что вся средневековая Европа, в том числе и королевские дворы, кишмя кишела вшами, блохами и клопами. К ним в компанию нужно добавить различных мух, роящихся вокруг вонючих тел. Носовой платок, кстати, появился изначально как тряпка для отгона летающих насекомых. Мыться отказывались, а на русских и других варваров, регулярно посещающих бани, смотрели как на извращенцев.

Периодически обитатели Лувра переезжали в другие замки и дворцы. В это время королевская резиденция подвергалась уборке и чистке. Но это мало помогало: вонь не выветривалась. Однажды король не выдержал и сбежал в Тюильри, куда и перенес свой двор. Ров вокруг Лувра, имеющий глубину десять метров, полностью наполнился нечистотами. Стоит ли удивляться, что однажды кое у кого возникло желание Лувр снести и построить заново, что и было сделано.

В новом же дворце остались старые традиции. Даже во второй половине XVII века, как у стен Лувра, так и внутри него, по словам очевидцев, то тут, то там были видны кучки экскрементов.

Точно так же, как вокруг Лувра, наполнялся нечистотами и оборонительный ров за крепостными стенами Парижа. Уровень сваливаемого в него дерьма возвысился настолько, что достиг верхней кромки стен. Чтобы фекалии и мусор не посыпались обратно в город, стены пришлось надстроить. Вот вам и Париж!

Эх, не знали европейцы, что в древнеримских городах таких проблем не было. Это же только мы о том знаем. И верим, что средневековые французы, англичане и прочие немцы были, очевидно, настоящими дебилами, раз не могли или не хотели создать элементарных вещей.

UPD Основано на книге Дениса Абсентиса: http://absentis.front.ru/abs/lsd_01_preface.htmДискуссия в журнале

Активная ссылка:
http://www.livejournal.ru/themes/id/16724






Я - романтик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3064
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 22:37. Заголовок: Daria Мне нравится..


Daria Мне нравится как Вы оппонируете и подбираете аргументы в защиту своей точки зрения
И всё же. Изображение Габриэль д'Эстре с сестрой, принимающих ванну, говорит скорее о том, что этим они сильно отличались от своих современниц, что и сподвигло художника запечатлеть их именно за этим диковинным для того времени процессом.

«Sometimes I’m up... sometimes I’m down...»
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 62
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 22:52. Заголовок: Marusia пишет: Dar..


Marusia пишет:


 цитата:
Daria Мне нравится как Вы оппонируете и подбираете аргументы в защиту своей точки зрения



Мерси. =)

Marusia пишет:


 цитата:
И всё же. Изображение Габриэль д'Эстре с сестрой, принимающих ванну, говорит скорее о том, что этим они сильно отличались от своих современниц, что и сподвигло художника запечатлеть их именно за этим диковинным для того времени процессом.



Ну на самом деле таких изображений много, я выложила то, что сумела быстро найти. Есть подобная картина с Дианой де Пуатье, не говоря уже о безвестных дамах. Просто, согласитесь, купание - достаточно пикантная тема для портрета, вот и не все на это решались. ))) Обратите внимание на гравюру, по ней можно как раз сказать, что то, чем занята дама - для нее обычно, повседневно. Камеристка несет поднос с чашкой и письмом, т.е. дама объединяет приятное с полезным, а не совершает некую исключительную процедуру.

Еще раз всем очень советую прочитать статью, ссылку на которую давала выше. Там очень много других интересных аргументов. :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
покладистая тигра




Сообщение: 418
Настроение: Кусаюсь редко...
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 23:03. Заголовок: Теперь хочу добавить..


Теперь хочу добавить несколько слов от себя: А мне импонирует, что набожность славянких народов не помешала им дружить с чистоплотностью и заниматься таким полезным делом, как париться в баньке.

Daria в любом обществе были свои исключения, возможно некоторые дамы и мылись, только этого не оглашали, чтобы не испортить о себе общественного мнения))))

Я - романтик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 63
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 23:19. Заголовок: Эрика Легранж пишет:..


Эрика Легранж пишет:


 цитата:
А мне импонирует, что набожность славянких народов не помешала им дружить с чистоплотностью и заниматься таким полезным делом, как париться в баньке.



А что, Христианство когда-то кому-то мыться запрещало. Да, были некоторые перекосы у монашества, на мирян они не распространялись.

Эрика Легранж пишет:


 цитата:
Daria в любом обществе были свои исключения, возможно некоторые дамы и мылись, только этого не оглашали, чтобы не испортить о себе общественного мнения))))



Ну здесь каждый сам для себя решает, что ему больше кажется убедительным. Мое мнение основано на достаточно большом количестве разнообразной добытой информации, ну а анализирую я, естественно, руководствуясь собственной логикой.

С тем товарищем, ссылку на выдержку из книги которого вы приводили, помню, моя знакомая, специалист по XVII веку, активно спорила в ЖЖ. Причем никаких убедительных аргументов в пользу того, что он там написал, он не привел. Зато нахамить походу успел. И знаете, это для меня было тоже весьма и весьма показательно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 123
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.09 16:52. Заголовок: А вот что пишет А. Г..


А вот что пишет А. Гейрот в своем "Описании Петергофа", изданном в 1868 году:

 цитата:
Въ правомъ деревянномъ флигеле Монплезира, съ петровскихъ временъ устроена была руская баня, мыльня и при имератрице Елисавете Петровне особая комната съ фонтанами для обливанья, устроенными въ 1743 году. Въ 1865 году флигель этотъ по совершенной ветхости сломанъ и вместо его возведено на томъ же месте, и въ томъ же стиле каменное строенiе, в коемъ устроена теперь великолепная купальня для Государыни Императрицы, а также и особое отделение с русскою банею, ваннами и возобновлена прежняя обливальня с фонтанами. Въ это отделение имеется особый ходъ.


И далее:

 цитата:
Императорская купальня.
Купальня эта имеет видъ продолговатого, четыреугольнаго строенiя, дкоративно расписанного снаружи, съ целью - чтобъ огромнное строенiе это посреди сада не казалось тяжелымъ, и по возможности гармонировало со всемъ окружающимъ. Со входа, внутри купальни устроено несколько нишей для раздеванiя. Посреди бассейна длиною 50 сажень и шириною 15 сажень устроенъ на столбе шаръ, который отъ напора воды приходитъ въ движенiе и брызгами обливаетъ купающихся. Вокругъ этого фонтана помещены 4 дельфина, которые также выбрасываютъ воду въ бассаейъ. Купальня эта построена въ 1744 году при императрице Екатерине II-й архитекторомъ Фельтеномъ. Деревянная постройка эта хотя и исправлялась несколько разъ, но первоначальный ея видъ оставленъ безъ измененiя.



Исказилось понятье прекрасного,
Притупилась чувствительность зрителей!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Фата Моргана


Сообщение: 126
Настроение: Am I too blind to see?
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.02.10 23:45. Заголовок: Думаю будет интересн..


Думаю будет интересно. Читая "Жены и дочери", где мистер Гибсон говорит о сложности воспитания дочери в переходный для нее период подумала, что ему наверняка что либо было известно о половом созревании девушек.
Стиль жизни конца XIX века. Менструация по-викториански

 цитата:
Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее,
то она должна сидеть семь дней во время очищения своего,
и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера.
(Левит, 15:19)



Как известно, главной целью женщины викторианской эпохи считалось деторождение. В зависимости от ее общественного положения, к этому основному роду деятельности прибавлялись и другие обязательства. На простолюдинке зачастую лежало все хозяйство – приготовление пищи, изнурительная стирка раз в неделю, уборка дома, раздача подзатыльников детям и прочее. Аристократка же должна была служить украшением гостиной и наносить визиты – тоже обязанность не из легких, если подумать, что тебе каждую неделю придется посещать людей, которые тебе глубоко противны, но от которых зависит карьера твоего мужа. Тем не менее, не смотря на все эти обязанности, женщины считались слабым полом, подверженным всяческим недугам. Королевой заболеваний выступала матка. Само ее наличие приводило людей в священный трепет, так что не удивительно, что эта занимательная часть тела была окружена огромным количеством мифов. Многие из этих мифов касались менструации – загадочного недуга, над которым ломали голову как врачи, так и общественные критики. Популярное мнение гласило, что во время менструации женщина находилась в опасности:

 цитата:
В течении этого времени женщина нездорова или не в порядке. Различные неприятные ощущения связаны с ней [менструацией]; но когда она сопровождается сильной болью, что случается нередко, она перерастает в болезнь, и женщина не может зачать, покуда не вылечится. Во время так называемых «месячных» следует избегать трудно перевариваемую пищу, танцы в натопленных комнатах, внезапный контакт с холодом или жаром, а так же эмоциональное возбуждение.



Согласно мнению врачей и общественных деятелей, ничто не ухудшало состояние женщины во время месячного недомогания так, как умственная деятельность. Надо заметить, что и в другое время умственная деятельность у женщин не приветствовалась, но в это время она несла особый вред. Различные «специалисты» по-разному оценивали вред чтения во время менструации. Например, некоторые столпы общества сокрушались лишь из-за чтения романов. В 1870м году Орсон Фаулер, американский критик, прошелся по этому вредоносному чтиву:

 цитата:
Чтение, которое стимулирует эмоции и разжигает страсти, может вызвать или же усилить закупорку матки, что в свою очередь может привести к различным недугам, включая (...) болезненную менструацию.


Припевом ко всем этим сентенциям было «И она сошла с ума». Зная состояние психиатрии тех времен, можно смело сказать, что сходить с ума не хотел никто. Ничего хорошего по ту сторону безумия беднягу не ожидало. Тем не менее, трудно представить, что девушка отложила бы, ну скажем, недочитанный «Грозовой Перевал», проникшись предостережениями моралистов.
Некоторые общественные деятели, впрочем, заходили еще дальше, осуждая не только любовные романы, но и вообще высшее образование женщин. Особенно на этой ниве прославились американцы. Так в 1873м году доктор Эдвард Кларк из Гарварда опубликовал книгу под названием «Пол и Образование.» Это труд сообщал, что высшее образование подрывает репродуктивные способности женщин, вынуждая их трудиться в критический момент их физического развития. Покуда американские феминистки строчили опровержения, некоторые общественные деятели по ту сторону Атлантики взяли книгу Кларка на вооружение. Ведь она доказывала, якобы с позиции медицины, что запретить женщинам доступ к высшему образованию – это, оказывается, гуманный акт. Ведь сама Природа создала женщин для других функций, нежели мужчин, и умственное перенапряжение во время менструации может привести к целому сонму заболеваний. Впрочем, и в Англии это мнение встретило ответные аргументы феминисток.

Процесс взросления, перехода из мира детства во полный соблазнов мир взрослых был пугающим. Причем скорее всего пугающим в большей степени для врачей, чем для их пациенток. Множество книг по физиологии и гигиене, посвященные девочкам-подросткам, создавали образ хрупкого ребенка, до смерти перепуганного изменениями, происходящими с ее телом. Такая девочка обычно вздыхала, роняла невольные слезы и вообще дичилась людей.
Яркий пример реакции девочки на менструацию, пришедшую как гром среди ясного неба, предлагает «Детство Люверс» Бориса Пастернака. Первая менструация не принесла Жене Люверс никакой радости. Наоборот, девочка получила нагоняй от гувернантки, считавшей кровотечение чем-то постыдным:

 цитата:
Француженка сперва накричала на нее, а потом взяла ножницы и выстригла то место в медвежьей шкуре, которое было закровавлено.


Никаких разъяснений по поводу ее состояния девочка не получает, и весь день мучается от гнетущего чувства:


 цитата:
Ей казалось, что теперь всегда на нее будут кричать, и голова никогда не пройдет, и постоянно будет болеть, и никогда уже больше не будет понятна та страница в ее любимой книжке, которая тупо сплывалась перед ней, как учебник после обеда.



Но первоначальная реакция гувернантки была еще цветочки, ягодки же ждали несчастную девочку на следующий день, когда она нечаянно запачкала ночную рубашку.

 цитата:
Женя стала укладываться в постель и увидала, что день долог от того же, что и тот, и сначала подумала было достать ножницы и выстричь эти места в рубашке и на простыне, но потом решила взять пудры у француженки и затереть белым, и уже схватилась за пудреницу, как вошла француженка и ударила ее. Весь грех сосредоточился в пудре. "Она пудрится. Только этого недоставало. Теперь она поняла наконец. Она давно замечала!


Разумеется, Женя разрыдалась, не столько от несправедливости наказания, сколько от того, что чувствовала за собой еще худшее преступление, возможно, заслуживающее еще более сурового порицания. Поскольку к психологически неприятной ситуации добавляется и физическая боль, девочке становится так плохо что хоть топиться иди (к счастью, ее останавливает тот факт, что вода в реке в это время еще очень холодная – великолепное знание подростковой психологии со стороны Пастернака).


 цитата:
Женя расплакалась от побоев, от крика и от обиды; от того, что, чувствуя себя неповинною в том, в чем ее подозревала француженка, знала за собой что-то такое, что было -- она это чувствовала -- куда сквернее ее подозрений. Надо было -- это чувствовалось до отупенья настоятельно, чувствовалось в икрах и в висках -- надо было неведомо отчего и зачем скрыть это, как угодно и во что бы то ни стало. Суставы, ноя, плыли слитным гипнотическим внушением. Томящее и измождающее, внушение это было делом организма, который таил смысл всего от девочки и, ведя себя преступником, заставлял ее полагать в этом кровотечении какое-то тошнотворное, гнусное зло. "Menteuse!" -- Приходилось только отрицать, упорно заперевшись в том, что было гаже всего и находилось где-то в середине между срамом безграмотности и позором уличного происшествия. Приходилось вздрагивать, стиснув зубы, и, давясь слезами, жаться к стене. В Каму нельзя было броситься, потому что было еще холодно и по реке шли последние урывни.



К счастью, мама Жени восстанавливает справедливость и выгоняет злодейку-француженку. Из этого отрывка можно сделать вывод, что, во-первых, Женя Люверс не знает какие меры принимать во время менструации, во-вторых считает это явление чем-то греховным, чем-то что заклеймит ее преступницей. Вполне вероятно, что девочки в 19м веке думали именно так. Особенно это относится к подросткам, проживавшим в крупных городах, где дети были оторваны от природы и не могли наблюдать за физиологическими процессами на том же скотном дворе. Возможно, что в сельской местности дела обстояли по-другому.
Так или иначе, чувство вины, которое ощутила Женя Люверс, было довольно распространено среди женщин викторианской эпохи. Менструацию считали болезнью вообще, а менструацию сопровождаемую сильным дискомфортом – какой-то на редкость мерзкой и противоестественной болезнью: «Если какой-либо этап менструации сопровождается болью, значит что-то не так или с одеждой, или с диетой, или с поведением женщины.» Иными словами, общественное мнение придерживалось варианта «сама виновата.» Ответственность за болезненную менструацию ложилась на плечи несчастной страдалицы. Ну а поскольку она сама провинилась – например, прочитав душераздирающий роман на ночь – то не имела права жаловаться, чтобы ненароком не обеспокоить окружающих. В 1885 году американка Альмира МакДональд записала в дневнике:


 цитата:
19е апреля – У меня месячные, сильная боль весь день – как жаль, что я чувствую себя так плохо, это может расстроит Ангуса (ее мужа).
20е апреля – В 9:40 Ангус сел на поезд в Чикаго. Чувствую себя лучше. Так тяжело что он уезжает когда мне плохо, но нужно надеяться на лучшее.


Документы той эпохи приоткрывают завесу над гигиеной во время менструации. Исследователи подчерпнули большинство данных из американских источников, но скорее всего, те же самые средства использовали и в Европе. В частности, в материалах по расследованию убийства некой Лиззи Борден описывается прокладка из ткани, размером чуть меньше подгузника. Прокладки прополаскивали в ванне и затем сушили. Легкая работа по дому считалась лучшим способом регулировать менструацию и уменьшить боль. С другой стороны, чтение и любая умственная деятельность, согласно популярному мнению, отнимали слишком много энергии и вызывали отток крови от гениталий, тем самый нанося женщине урон и даже вызывая бесплодие. Кроме того, существовали различные средства, как народные, так и запатентованные, чтобы остановить поток крови. Таков например рецепт кровоостанавливающего бальзама доктора Чейза. Если после употребления сего снадобья пациентка не мечтала о намыленной веревке, то наверняка она обладала завидной нервной системой.


 цитата:
Налить две с половиной драхмы (1 драхма – 3,69 грамм) серной кислоты в аптекарскую ступку, медленно добавить одну драхму скипидарного масла, постоянно размешивая пестиком, и одну драхму спирта. Размешивать до тех пор, пока смесь не перестанет дымиться, затем поместить смесь в закупоренную стеклянную бутылку. Смесь должна быть прозрачной, красного цвета, как темная кровь. Если же ее сделать из низкокачественных материалов, она будет бледной, грязно-красного цвета, и негодной в употребление. Доза – добавить 40 капель в чайную чашку, растереть с чайной ложкой коричневого сахара, налить в чашку воды, пока чашка не наполнится почти до краев, и выпить немедленно. Повторять каждый час в течении 3-4 часов, но прекратить если кровотечение усилится. Лекарство не портится , но со временем на нем может образоваться пленка.


Книга доктора Чейза включала еще много рецептов.

Помимо таких жутковатых рецептов, применяли и более щадящие средства – например, имбирный чай от спазмов и горячие грелки. Среди предложений по облегчению менструации попадались и вполне разумные. Например, многие врачи высказывались против корсетов, которые не только ухудшали состояние женщины во время менструации, но и вообще были чрезвычайно вредны, способствуя, согласно не знавшим меры медикам, как рождению детей с маленькими головами, так и выпадению матки. На последнем пункте следует остановится подробней, потому что здесь мы опять замечает некоторую зацикленность викторианцев на матке. Средства от выпадения матки были столь же радикальными и устрашающими, как и средства от болезненной менструации. В частности, для поддержки матки использовались пессарии, изготовленные из дерева, кости, металла, резины и т.д. Обычно эта конструкция состояла из диска, присоединенного к стержню. Пружина в стержне обеспечивала давление на матку, когда пессарий вставлялся во влагалище.

- Пессарий
Металлическая проволока присоединяла стержень к поясу. Некоторые разновидности пессариев не требовалось вынимать во время полового акта, но как правило врачи советовали вынимать их на ночь. К счастью, пессарии применялись в лечебных целях, так что их носили далеко не все женщины. И это не может не радовать.
-Пессарии

В конце 19го века приобрели популярность электроды, поставлявшие ток к различным частям тела, требовавшим лечения. К счастью, ток был совсем слабым.

-Электроды

Менструация в викторианские времена вызывала множество домыслов и кривотолков. Согласно логике, избавление от этого недуга должно было показаться высшим блаженством. Еще бы – никто тебя кислотой не пичкает, книги не отнимает, не посылает бегать со шваброй по дому когда хочется тихо свернуться в комочек, никто не смотрит на тебя так, словно ты одной ногой в Бедламе и уже занесла вторую ногу. Рай на земле! Но нет, реальность была куда сложнее. Врачи дожидались менопаузы чтобы сказать «Ага!» Ибо менопауза считалась переходом в куда более ужасную пору жизни – это было время пожать то, что ты посеяла ранее. С менопаузой наступала пора расплаты за грехи молодости, такие как половая невоздержанность, любовь к модным нарядам, и участие в движении за гражданские свободы. Врачи обещали целый рой болезней для грешниц, а женщины, уклонившиеся от святой обязанности любой викторианки – рождения детей, могли шить себе саван. Ибо перспективы для них открывались не радужные. Впрочем, они всегда могли последовать излюбленному совету викторианских моралистов - страдать и молчать.



Использованы материалы:
1. "Suffer and be Still. Women in Victorian Age." Ed. Martha Vicinus, 1972
2. "A History of Private Life. Vol 4" Ed. Philippe Aries
3. "The Light of the Home." Harvey Green

© Banshee
Взяла здесь: http://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/

«Если все прочее сгинет, а он останется — я еще не исчезну из бытия; если же все прочее останется, но не станет его, вселенная для меня обратится в нечто огромное и чужое, и я уже не буду больше ее частью.» («Грозовой перевал» Э. Бронте, перевод Н. Вольпин)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1457
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.10 09:47. Заголовок: juliaodi http://jpe..


juliaodi Кошмар настоящий!!!
Вся моя пылкая страсть к 19ому веку охлаждается из-за того, что там нет таких удобных и простых вещей, как туалетная бумага и прокладки с крылышками Как нам повезло!


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Фата Моргана


Сообщение: 127
Настроение: Am I too blind to see?
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.10 11:31. Заголовок: мариета, да хоть в э..


мариета, да хоть в этом нам повезло. Мне самым ужасным показалось именно отношение к данному факту. Ведь это естественный процесс, а люди относились к нему как к страшной болезни. Не хватало еще чувствовать себя виноватой в том, что от тебя не зависит. Сочувствую всем девушкам, жившим в то время.

«Если все прочее сгинет, а он останется — я еще не исчезну из бытия; если же все прочее останется, но не станет его, вселенная для меня обратится в нечто огромное и чужое, и я уже не буду больше ее частью.» («Грозовой перевал» Э. Бронте, перевод Н. Вольпин)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3321
Настроение: Мороз и солнце - день чудесный!
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.10 12:08. Заголовок: juliaodi http://jpe..


juliaodi
40 капель бальзамчика по рецепту "славного" доктора Чейза - этакая разновидность «пытки водой».

"Спасение утопающих — дело рук самих утопающих".
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
покладистая тигра




Сообщение: 463
Настроение: Кусаюсь редко...
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.10 23:24. Заголовок: Теперь не удивительн..


Теперь не удивительно, что столько молодых женщин так быстро умирали.

Я - романтик Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Фата Моргана


Сообщение: 136
Настроение: Am I too blind to see?
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.10 12:06. Заголовок: Эрика Легранж пишет:..


Эрика Легранж пишет:

 цитата:
Теперь не удивительно, что столько молодых женщин так быстро умирали.


Мне еще интересен вопрос абортов. Как вообще восстанавливались женщины после этого.

«Если все прочее сгинет, а он останется — я еще не исчезну из бытия; если же все прочее останется, но не станет его, вселенная для меня обратится в нечто огромное и чужое, и я уже не буду больше ее частью.» («Грозовой перевал» Э. Бронте, перевод Н. Вольпин)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3340
Настроение: Мороз и солнце - день чудесный!
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.10 12:14. Заголовок: juliaodi пишет: Как..


juliaodi пишет:

 цитата:
Как вообще восстанавливались женщины после этого

Думаю, примерно так же как Наталья в "Тихом Доне" Шолохова.

"Спасение утопающих — дело рук самих утопающих".
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Фата Моргана


Сообщение: 137
Настроение: Am I too blind to see?
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.10 12:31. Заголовок: Marusia как страшно!..


Marusia как страшно!

«Если все прочее сгинет, а он останется — я еще не исчезну из бытия; если же все прочее останется, но не станет его, вселенная для меня обратится в нечто огромное и чужое, и я уже не буду больше ее частью.» («Грозовой перевал» Э. Бронте, перевод Н. Вольпин)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Фата Моргана


Сообщение: 138
Настроение: Am I too blind to see?
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.10 12:42. Заголовок: Вот нашла немного в ..


Вот нашла немного в материале о проститутках викторианской Англии. О состоянии "женской" хирургии на тот момент:

 цитата:
"Хотя удаление яичников <в 1880 -х гг.> все еще оставалось опасной операцией, оно не вело неизбежно к смерти. На протяжении своей долгой карьеры д-р Чарльз Клэй из Манчестера провел 395 овариотомий (т.е. операций по удалению яичников) , из которых только 101 закончилась смертельным исходом"

Т.е. каждая 4-я пациентка умирала, и это в то время считалось неплохим результатом. Интересно бы узнать современную статистику.

Другой врач, д-р Лоусон Тэйт, открывший частный госпиталь в Бирмингаме, до 1872 года не использовал антисептики, предпочитая стерилизовать хирургические инструменты при помощи кипячения в растворе соды, мыла и скипидара. В комнате, где он оперировал ( а он не имел специально оснащенной операционной), был открытый огонь (очаг). Операции проводились на столе размером 7 на 2 фута (грубо 2 х 0.6 м) стоящем на деревянных козлах и покрытом прорезиненной тканью. Пациентка (или жертва) была фактически прикована к столу железными обручами, обхватывающими ее щиколотки и запястья. Американский хирург, увидевший эту обстановку, комментировал: " М-р Тэйт использовал в основном три лекарства, главным из которых была вода и двумя другими - составы, близкие к воде настолько, насколько это возможно"

Д-р Джеймс Янг Симпсон начал использовать хлороформ как анестетик при родовспоможении с 1847 года, что поначалу вызвало многочисленные нападки со стороны некоторых его коллег . Однако в 1866 году д-ру Симпсону было присвоено звание баронета, а королева испытала на себе действие хлороформа во время родов и была " весьма довольна эффектом".
Предубеждение против хлороформа было вызвано случаем , имевшем место в Ньюкасле, когда молодая пациентка умерла в течение 2-х минут после того, как ей дали хлороформ. В то же время следует помнить, что до применения анестезии уровень смертности от болевого шока во время операций достигал 69% в париже и 49% в Эдинбурге, хлороформ снизил эти показатели до 25 %.Дискуссия в журнале


Тем более удивительным кажется распространённость ремесла, приводящего к частым инфекциям, абортам и родам.



Кстати, если кому-то интересно посмотрите этот материал о серии картин "Карьера проститутки" click here
Материал "Почему у доктора Уотсона не было детей" click here включает главы об абортах, родах и т.п.

«Если все прочее сгинет, а он останется — я еще не исчезну из бытия; если же все прочее останется, но не станет его, вселенная для меня обратится в нечто огромное и чужое, и я уже не буду больше ее частью.» («Грозовой перевал» Э. Бронте, перевод Н. Вольпин)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 32 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 43
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Ramblers Top100