Продолжение.
Неизвестно, как закончила дни сама Нефертити. Ее мумия не найдена. Один из археологов,
на протяжении ряда лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет, что среди местных
жителей бытует рассказ о том, что в конце XIX века группа людей спустилась с гор,
неся золотой гроб; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей
с именем Нефертити.
Проверить эти сведения не удалось. По-прежнему неизвестно, действительно ли было
найдено погребение великой царицы древности Нефертити.
Развалины Ахетатона вновь практически забыты; и так редкие здесь туристы совсем
исчезли из-за волнений исламских фундаменталистов в близлежащем городе эль Минья.
Знаменитый бюст Нефертити, обнаруженный Борхардтом, как и многие другие памятники из
мастерской скульптора Тутмоса, были тайно вывезены в Германию сразу же после их находки.
Когда истина открылась, немецкие археологи на долгое время потеряли право продолжать
раскопки в Египте, однако на этом история великого странствия "преисполненной красотами"
через тысячелетия не закончилась.
Вторая мировая война внесла в нее свой вклад. Памятники музея, а среди них и портреты
членов семьи Эхнатона, попали в два разных собрания, разделенных Берлинской стеной.
Бюст Нефертити в синем парике оказался в Западном Берлине; портреты Эхнатона и другой,
незавершенный уникальный скульптурный портрет Нефертити, изображающий царицу еще
совсем молодой, - в Восточном.
Кстати, несколько послевоенных лет "юная" Нефертити гостила в Санкт-Петербурге.
Милица Эдвиновна Матье, выдающийся российский египтолог, руководила в те годы Отделом
Востока Государственного Эрмитажа.
Спустя несколько лет после того, как Нефертити возвратили Германии, она писала: "Несмотря на незавершенность, портрет царицы производит глубокое, незабываемое впечатление.
Он весь полон дыханием жизни, и эта жизненность так сильна, что даже забывается
отсутствие глаз.
Поразительно было мастерство поистине гениального скульптора, создавшего эти веки,
эту легчайшую моделировку щек, висков, чуть улыбающийся нежный рот с чудесными
углублениями около губ. Чтобы оценить работу мастера, головку надо постепенно
поворачивать, и только тогда удивительная тонкость уверенной моделировки становится
ощутимой и выступают все новые и новые совершенства этого прелестного лица".
Весной 1995 года в Египетском музее Берлина впервые после 1939 года прошла сенсационная
выставка объединенной египетской коллекции, центром которой стали вновь встретившиеся
Эхнатон и его "преисполненная красотами" супруга.
История земного странствия Нефертити, кажется, подошла к концу, хотя многие загадки,
связанные с ее жизнью, пока еще не раскрыты.
С того времени, когда началось ее земное странствие, прошли века. Бесконечные синие воды
Нила все так же рассекают пески и зеленеющие пшеничные поля рядом с деревушкой
эль-Амарна.
На территории бывшей столицы египетского царства сохранились высеченные на скалах
пограничные стелы. На них - Эхнатон, Нефертити и их дочери поклоняются восходящему солнцу.
Ниже рельефа стелы покрыты ровными строками иероглифов:
"Как живет мой отец, Атон прекрасный, живой! Я сотворю Ахетатон для моего отца на этом
месте... которое он сам сотворил..."
Глядя на развалины Ахетатона и выдающиеся памятники искусства, разбросанные по многим
музеям мира, невольно задаешься вопросом: что же осталось от всех этих столь удаленных
от нас событий, трагедии царского дома и человеческих судеб, занесенных песком?
Пожалуй, немало: нетленность искренних человеческих чувств, потрясающий своей красотой
портрет древней царицы и пожелтевшие листки дневника Людвига Борхардта, который,
увидев портрет Нефертити в первый раз, записал на бумаге всего одну фразу:
"Описывать бесцельно, - смотреть!"
Взято здесь<\/u><\/a>