Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 27.06.07 21:48. Заголовок: Учимся писать - 2
Состоявшиеся авторы и начинающие! Давайте поговорим о том, КАК научиться писать - как выстраивать сюжет, выбирать и обрисовывать героев своих сочинений, использовать художественные средства языка и т.д. Тем, кто уже пишет, желательно поделиться своим опытом, как начали писать, почему, зачем, как это у нас получается и что мы делаем для того, чтобы наши сочинения получалось все лучше и лучше. Тем, кто еще не определился, о чем писать, рекомендую прочитать статью "Я собираюсь роман написать..."
| |
|
Ответов - 209
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
All
[только новые]
|
|
|
Отправлено: 27.10.08 22:54. Заголовок: Цапля пишет: Пример..
Цапля пишет: Кстати, обожаю его Суламифь - там столько "украшений", но таких подходящих, что убери их - и пропадет вся сочность повествования. Классики тоже, между прочим, прошли естественный отбор. В те времена было достаточное количество всяких разных писателей и даже популярных. Ау, где они?
| |
|
Цапля
|
| avis rara
|
Сообщение: 11075
|
|
Отправлено: 27.10.08 22:58. Заголовок: apropos пишет: В те..
apropos пишет: цитата: | В те времена было достаточное количество всяких разных писателей и даже популярных |
|
Время - самый строгий и беспристрастный судья. , и все ставит на свои места. apropos пишет: цитата: | Кстати, обожаю его Суламифь - там столько "украшений", но таких подходящих, что убери их - и пропадет вся сочность повествования. |
|
И я люблю, как, впрочем, и "украшения" иных его творений, даже столь отличных от Суламифи, как тот же Поединок. Я предполагала еще к Булгакову обратиться...Завтра, наверное?
| |
|
|
Отправлено: 27.10.08 22:58. Заголовок: Кстати, вот предложе..
Кстати, вот предложение - длиннющее, со множеством прилагательных и перечислений. Но... Куприн. Суламифь. цитата: | Он любил белолицых, черноглазых, красногубых хеттеянок за их яркую, но мгновенную красоту, которая так же рано и прелестно расцветает и так же быстро вянет, как цветок нарцисса; смуглых, высоких, пламенных филистимлянок с жесткими курчавыми волосами, носивших золотые звенящие запястья на кистях рук, золотые обручи на плечах, а на обеих щиколотках широкие браслеты, соединенные тонкой цепочкой; нежных, маленьких, гибких аммореянок, сложенных без упрека, — их верность и покорность в любви вошли в пословицу; женщин из Ассирии, удлинявших красками свои глаза и вытравливавших синие звезды на лбу и на щеках; образованных, веселых и остроумных дочерей Сидона, умевших хорошо петь, танцевать, а также играть на арфах, лютнях и флейтах под аккомпанемент бубна; желтокожих египтянок, неутомимых в любви и безумных в ревности; сладострастных вавилонянок, у которых все тело под одеждой было гладко, как мрамор, потому что они особой пастой истребляли на нем волосы; дев Бактрии, красивших волосы и ногти в огненно-красный цвет и носивших шальвары; молчаливых, застенчивых моавитянок, у которых роскошные груди были прохладны в самые жаркие летние ночи; беспечных и расточительных аммонитянок с огненными волосами и с телом такой белизны, что оно светилось во тьме; хрупких голубоглазых женщин с льняными волосами и нежным запахом кожи, которых привозили с севера, через Баальбек, и язык которых был непонятен для всех живущих в Палестине. |
|
| |
|
Цапля
|
| avis rara
|
Сообщение: 11076
|
|
Отправлено: 27.10.08 22:59. Заголовок: apropos пишет: вот ..
apropos пишет: цитата: | вот предложение - длиннющее, со множеством прилагательных и перечислений |
|
Это поэзия... и даже песня. музыку слышишь?
| |
|
|
Отправлено: 27.10.08 23:06. Заголовок: Цапля пишет: Это по..
Цапля пишет: цитата: | Это поэзия... и даже песня. музыку слышишь? |
|
в том-то и дело. Вот в вышеприведенной фразе из Сонечки (да простит меня автор) - я музыки не слышу - натянутость, тяжеловесность, вымученность (может, я не права, знаю, ее многие читают - но это мое восприятие). Читая Куприна - я не вижу количества прилагательных, вообще слов - вижу такую ясную, пленительную, завораживающую картину, что дух захватывает, а душа начинает петь. Купаюсь в море удовольствия - от каждой фразы, каждого слова - которые зримы и чувственны.
| |
|
Хелга
|
| |
Сообщение: 6658
|
|
Отправлено: 27.10.08 23:08. Заголовок: Он любил белолицых,..
цитата: | Он любил белолицых, черноглазых, красногубых хеттеянок... |
| Вкусно и сладко, как халва.
| |
|
Цапля
|
| avis rara
|
Сообщение: 11078
|
|
Отправлено: 27.10.08 23:10. Заголовок: Хелга пишет: Вкусно..
Хелга пишет: цитата: | Вкусно и сладко, как халва. |
|
Есть еще зефир, пастила, шоколад...
| |
|
|
Отправлено: 27.10.08 23:31. Заголовок: И при этом не сиропн..
И при этом не сиропно, не сахарно, не приторно - но вкусно. Изысканное лакомство.
| |
|
|
Отправлено: 28.10.08 11:36. Заголовок: apropos пишет: Вот ..
apropos пишет: цитата: | Вот в вышеприведенной фразе из Сонечки (да простит меня автор) - я музыки не слышу - натянутость, тяжеловесность, вымученность (может, я не права, знаю, ее многие читают - но это мое восприятие). Читая Куприна - я не вижу количества прилагательных, вообще слов - вижу такую ясную, пленительную, завораживающую картину, что дух захватывает, а душа начинает петь. |
| Может быть, сказывается различие настроений самих двух роизведений. ведь они сосовсем разные - где-то похвальна напряженность, где-то - легкость. Да и личные предпочтения. Помню мой дед, филолог, журналист и даже поэт, на мои детские восторги от Куприна, упоминул, что Куприн - не писатель. а журналист. Это, конечно, тоже субъективное мнение, но все-таки человека чувствующего и знающего о чем говорит. apropos пишет: цитата: | Ох, Достоевский... Совсем не могу его читать почему-то. |
|
И ничего здесь не сделаешь, личные предпочтения: что близко одному, то совсем неясно другому. apropos пишет: цитата: | мы здесь как-то ушли в сторону от целенаправленного "препарирования" классических и прочих произведений |
| Почему-то подумалось: а посильная ли это задача для любителей? Препарировать-то надо инструментом - а есть ли он у нас, владеем ли мы им? Сложновато. Может быть, обратиться к профи? Цапля пишет: цитата: | неужели возможно, математически чередуя длину фраз и "эмоциональные" ударения, добиться того, что удается единицам |
| Конечно, нельзя, и глупо было бы начать нам заниматься подобным чередованием. Более того, думаю, Достоевский на это и внимания не обращал. Умение связать смысл и форму при всем их различии в единный неразрывный узел - это от Бога. Как можно решить: хорошо много прилагательных или полхо? Если хорошо - так хорошо, если плохо - то плохо. и примерам несть числа.
| |
|
Хелга
|
| |
Сообщение: 6678
|
|
Отправлено: 28.10.08 11:57. Заголовок: Юлия пишет: а посил..
Юлия пишет: цитата: | а посильная ли это задача для любителей? Препарировать-то надо инструментом - а есть ли он у нас, владеем ли мы им? Сложновато. Может быть, обратиться к профи? |
| Но мы же не занимаемся глобальным анализом, а просто пытаемся понять, как это сделано. Глаза ведь видят, ощущения и мозг работают, а это все тоже инструменты.
| |
|
|
Отправлено: 28.10.08 12:11. Заголовок: Юлия пишет: где-то ..
Юлия пишет: цитата: | где-то похвальна напряженность, где-то - легкость |
|
Напряженность присутствует в отрывке из Поединка Куприна, но каждое слово на своем месте, натянутости не чувствуется, все естественно, как дыхание. В Сонечке - тяжелые фразы кажутся искусственно-нарочитыми. Юлия пишет: цитата: | Куприн - не писатель. а журналист |
|
Для кого-то и Толстой - не писатель, а графоман, да и Пушкин отжил свое. Время, время расставляет все по своим местам. Вечный пример с Остин, которая не была популярна ни при жизни, ни после смерти - в течение ста и более лет. Теперь же время открыло ее заново. Хелга пишет: цитата: | пытаемся понять, как это сделано |
|
Именно. Серьезный анализ оставляем специалистам.
| |
|
|
|
Отправлено: 28.10.08 12:49. Заголовок: Хелга пишет: Глаза ..
Хелга пишет: цитата: | Глаза ведь видят, ощущения и мозг работают, а это все тоже инструменты. |
| Глаза и ощущения - вещь весьма субъективная, и мы можем просто уперетьсяв свои собственные предпочтения. Хотя поговорить о высоком с умные людьми всегда приятно. apropos пишет: цитата: | Для кого-то и Толстой - не писатель, а графоман, да и Пушкин отжил свое. |
| Мой дед говорил о творчестве Куприна не в уничтожительном смысле, а в литературном. Я просто привела точку зрения (возникшую не на пустом месте), как пример того, что привести однозначные критерии в литературе что хорошо, а что плохо невозможно, всегда остается мнение читателя, который скажет: а мне это нравится. apropos пишет: цитата: | Время, время расставляет все по своим местам. |
|
Не думаю, что время таой уж однозначно истинный судия. Мы просто не можем судить, о том, что осталось за рамками отбора. И широкому читателю незнакомы, боюсь, очень многие исключительно талантливые художники.
| |
|
Хелга
|
| |
Сообщение: 6685
|
|
Отправлено: 28.10.08 13:08. Заголовок: Юлия пишет: Глаза и..
Юлия пишет: цитата: | Глаза и ощущения - вещь весьма субъективная, и мы можем просто уперетьсяв свои собственные предпочтения. |
| Проблема еще в том, что и у профессионалов тоже есть собственные предпочтения. Все мы люди со своими слабостями... Литература - она для всех. А школьная препарация произведений? Как ты к ней относишься? Юлия пишет: цитата: | Мы просто не можем судить, о том, что осталось за рамками отбора. И широкому читателю незнакомы, боюсь, очень многие исключительно талантливые художники. |
| Соглашусь. Многие думаю, совсем незаслуженно забыты. Вот мы знаем, например, поэта Некрасова, но чем он лучше своих современников? Только тем, что оказался на идеологической волне, по моему скромному.
| |
|
Цапля
|
| avis rara
|
Сообщение: 11104
|
|
Отправлено: 28.10.08 15:34. Заголовок: Юлия пишет: Почему-..
Юлия пишет: цитата: | Почему-то подумалось: а посильная ли это задача для любителей? Препарировать-то надо инструментом - а есть ли он у нас, владеем ли мы им? Сложновато. Может быть, обратиться к профи? |
|
Инструменты, как верно заметила Хелга - в наших руках. Профессионалы делают это профессионально. Их выводы, вероятно, будут препарироваться новыми профессионалами, подвергаться сомнениям и вызывать восторги. а мы... мы получаем удовольствие от процесса познания, как мыслящие любители наверное, приходит день, когда становится мало - восхититься гениальностью Толстого, Чехова, Тургенева... пытливый ум жаждет понять - как это получается, что из тысяч слов находится верное, из тысячи интонаций - самая близкая, берущая за душу. У каждого свое, но... это есть. Юлия пишет: цитата: | Глаза и ощущения - вещь весьма субъективная, и мы можем просто уперетьсяв свои собственные предпочтения. |
|
Хелга пишет: цитата: | Проблема еще в том, что и у профессионалов тоже есть собственные предпочтения |
|
Именно! не претендуя на гениальные разборы, люблю доверяться собственным ощущениям и ощущениям людей, мыслящих содружственно - это такое удовольствие.
| |
|
|
Отправлено: 28.10.08 15:55. Заголовок: Хелга пишет: А школ..
Хелга пишет: цитата: | А школьная препарация произведений? Как ты к ней относишься? |
| Возможно, она тоже была разной в разных случаях. Но к идеологическому подходу к любому художественному произведению отношусь плохо. А что касается порассуждать, то думаю всем всегда полезно. Да и мало кто удерживается, если произведение дейстительно затронуло. Но школьный разбор (хороший) должен был бы научить детей думать, а мы хотим начиться писать. А это все-таки не одно и тоже. Цапля пишет: цитата: | не претендуя на гениальные разборы, люблю доверяться собственным ощущениям и ощущениям людей, мыслящих содружственно - это такое удовольствие. |
| Я имела в виду различие в подходе к литературному произведению как к филологическому разбору, где обсуждаются литературные же приемы и различные формы изложения (и не знаю что еще), и рассуждения о вечном и едином на потребу - что всегда приятно сделать с умными и желанными собеседниками. И от этого никогда не откажусь.
| |
|
Цапля
|
| avis rara
|
Сообщение: 11107
|
|
Отправлено: 28.10.08 16:10. Заголовок: Юлия пишет: Но школ..
Юлия пишет: цитата: | Но школьный разбор (хороший) должен был бы научить детей думать, а мы хотим научиться писать. А это все-таки не одно и тоже. |
|
Учась писать, мы не должны прекращать хотеть думать Далеко не все присутствующие здесь пишущие люди - я, к примеру это делаю от случая к случаю. Но с интересом огромным прочла теорию ( того же Фрея, порой в юморном и забавно-поучительном тоне его "гениальных! советов " вылавливая здравые, нужные и очень серьезные рекомендации начинающим писателям.
| |
|
|
Отправлено: 28.10.08 18:41. Заголовок: Цапля пишет: Но с и..
Цапля пишет: цитата: | Но с интересом огромным прочла теорию ( того же Фрея, порой в юморном и забавно-поучительном тоне его "гениальных! советов " вылавливая здравые, нужные и очень серьезные рекомендации начинающим писателям. |
| Не спорю. Саав балуюсь г-ном Фреем. Так он-таки какой-никакой (да простит меня Апропо) специалист, и указует на конкретные приемы и ошибки.
| |
|
Цапля
|
| avis rara
|
Сообщение: 11113
|
|
Отправлено: 28.10.08 20:33. Заголовок: препарируем дальше? ..
препарируем дальше? Лучшее, любимое; произведение, к которому я отношусь с особым трепетом. цитата: | Гримасничая от напряжения, Пилат щурился, читал: "Мы увидим чистую реку воды жизни... Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл..." Тут Пилат вздрогнул. В последних строчках пергамента он разобрал слова: "...большего порока... трусость". Пилат свернул пергамент и резким движением подал его Левию. -- Возьми, -- сказал он и, помолчав, прибавил: -- Ты, как я вижу, книжный человек, и незачем тебе, одинокому, ходить в нищей одежде без пристанища. У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат и хочу взять тебя на службу. Ты будешь разбирать и хранить папирусы, будешь сыт и одет. Левий встал и ответил: -- Нет, я не хочу. -- Почему? -- темнея лицом, спросил прокуратор, -- я тебе неприятен, ты меня боишься? Та же плохая улыбка исказила лицо Левия, и он сказал: -- Нет, потому что ты будешь меня бояться. Тебе не очень-то легко будет смотреть мне в лицо после того, как ты его убил. -- Молчи, -- ответил Пилат, -- возьми денег. Левий отрицательно покачал головой, а прокуратор продолжал: -- Ты, я знаю, считаешь себя учеником Иешуа, но я тебе скажу, что ты не усвоил ничего из того, чему он тебя учил. Ибо, если бы это было так, ты обязательно взял бы у меня что-нибудь. Имей в виду, что он перед смертью сказал, что он никого не винит, -- Пилат значительно поднял палец, лицо Пилата дергалось. -- И сам он непременно взял бы что-нибудь. Ты жесток, а тот жестоким не был. Куда ты пойдешь? Левий вдруг приблизился к столу, уперся в него обеими руками и, глядя горящими глазами на прокуратора, зашептал ему: -- Ты, игемон, знай, что я в Ершалаиме зарежу одного человека. Мне хочется тебе это сказать, чтобы ты знал, что крови еще будет. -- Я тоже знаю, что она еще будет, -- ответил Пилат, -- своими словами ты меня не удивил. Ты, конечно, хочешь зарезать меня? -- Тебя зарезать мне не удастся, -- ответил Левий, оскалившись и улыбаясь, -- я не такой глупый человек, чтобы на это рассчитывать, но я зарежу Иуду из Кириафа, я этому посвящу остаток жизни. Тут наслаждение выразилось в глазах прокуратора, и он, поманив к себе пальцем поближе Левия Матвея, сказал: -- Это тебе сделать не удастся, ты себя не беспокой. Иуду этой ночью уже зарезали. Левий отпрыгнул от стола, дико озираясь, и выкрикнул: -- Кто это сделал? -- Не будь ревнив, -- оскалясь, ответил Пилат и потер руки, -- я боюсь, что были поклонники у него и кроме тебя. -- Кто это сделал? -- шепотом повторил Левий. Пилат ответил ему: -- Это сделал я. Левий открыл рот, дико поглядел на прокуратора, а тот сказал: -- Этого, конечно, маловато, сделанного, но все-таки это сделал я. -- И прибавил: -- Ну, а теперь возьмешь что-нибудь? Левий подумал, стал смягчаться и, наконец, сказал: -- Вели мне дать кусочек чистого пергамента. Прошел час. Левия не было во дворце. Теперь тишину рассвета нарушал только тихий шум шагов часовых в саду. Луна быстро выцветала, на другом краю неба было видно беловатое пятнышко утренней звезды. Светильники давным-давно погасли. На ложе лежал прокуратор. Подложив руку под щеку, он спал и дышал беззвучно. Рядом с ним спал Банга. Так встретил рассвет пятнадцатого нисана пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. |
|
| |
|
|
Отправлено: 28.10.08 20:56. Заголовок: Булгаков, как и выше..
Текст Булгакова, как и вышеприведенные отрывки из классических произведений, препарировать трудно, потому как ни убавить, ни прибавить. *деловито* какие пункты разбираем?
| |
|
Цапля
|
| avis rara
|
Сообщение: 11116
|
|
Отправлено: 28.10.08 20:59. Заголовок: apropos пишет: Булг..
apropos пишет: цитата: | Булгаков, как и вышеприведенные отрывки из классических поризведений, препарировать трудно, потому как ни убавить, ни прибавить. |
|
Поэтому будем подтверждать его гениальность, опираясь на правила. Сейчас пойду искать правила. что-то о диалогах там было... А вообще я восхищаюсь тем, как писал Булгаков. Даже исходя из того, что любимое - у всех разное, и зависит от мироощущения конкретного человека, я понимаю , что МиМ - стопроцентно "мое"...
| |
|
Ответов - 209
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
All
[только новые]
|
|
|