Моряна Спасибо! Очень интересно! Ничего не слышала о таком художнике.
<\/u><\/a>
Встречаются люди, чьи судьбы с первых шагов выходят за грань пресловутого «здравого смысла».
В старинном селе Утевка Нефтегорского района Самарской области еще сохранились места,
связанные с жизнью удивительного человека — Григория Николаевича Журавлева.
Паломнику есть на что посмотреть: здесь каждый встречный покажет и сохранившийся
пятистенный дом на Самарской улице, 10, где прошла жизнь художника, и крест за церковной
оградой на месте, где он похоронен. А рядом, в храме, — словно бы сотканные им из
нездешних лучей образа.
...Проводя учет памятников культуры Сербской Православной Церкви, югославский
искусствовед-реставратор Здравко Кайманович в 1963 году в сербском селении Пурачиц,
близ Тулузы, обнаружил икону, которую написал утевский художник Григорий Журавлев.
«Икона средних размеров, — писал исследователь, — исполнена масляными красками на
доске и изображает свв. равноапостольных первоучителей словенских Кирилла и Мефодия.
Святые изображены стоя со свитками в руках. И представляет собой тщательную и тонкую
работу, так что я в первый момент подумал, что это работа иконописца с академическим
образованием. Но текст на иконе гласил следующее: «СИЮ ИКОНУ ПИСАЛ ЗУБАМИ
КРЕСТЬЯНИН ГРИГОРИЙ ЖУРАВЛЕВ СЕЛА УТЕВКИ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ БЕЗРУКИЙ И
БЕЗНОГИЙ ГОДА 1885, 2 ИЮЛЯ».
Через комитет по охране памятников истории и культуры республики Босния и Герцеговина
он обратился с запросом в СССР и вскоре получил ответ из Государственного архива,
подтверждающий авторство нашего земляка.
Так узнали в России о позабытом Божьем избраннике, на котором исполнились слова св. Евангелия: «Невозможное человекам возможно Богу» (Мф. 19,25).
Родился Григорий Николаевич Журавлев в 1858 году безруким и безногим. Но, несмотря на
это, очень рано пристрастился к рисованию. Выползая на культях во двор, он брал в зубы прутик и чертил им на земле фигурки животных, а потом и людей. За этим занятием его однажды застал утевский
земский учитель Троицкий и поразился тому, как точно Гриша изображает увиденное. Он первым заметил в мальчике необычайный талант и стал учить его грамоте.
Почерк у Григория Журавлева был великолепный — ему даже поручали переписывать
протоколы экзаменов, что считалось особым знаком отличия. Да и позднее он писал за все
село прошения и письма.
Будущий иконописец много читал — у него в доме со временем скопилась самая крупная в
селе библиотека. В 22 года он закончил Самарскую мужскую гимназию, возвратился в Утевку и, самостоятельно изучив черчение, анатомию человека и другие необходимые художнику
дисциплины, стал писать на заказ иконы.
«Сработанные» им образа расходились по крестьянским домам. Заказов было много: без его
икон не обходились ни одна свадьба, ни один праздник. А в 1885 году в Утевке началось
строительство большого Троицкого храма, и Григорий Журавлев несколько лет подвизался
на росписи стен.
Целые дни проводил он в церкви, на специально созданных для него «подмостках».
Работал без устали и прославил своими фресками утевский храм на всю губернию.
Вскоре слух о необычном мастере дошел и до Царствующего Дома.
Император Николай Александрович пригласил его во дворец и заказал ему групповой
портрет Царской Семьи. Как рассказывают, Государь остался доволен работой безрукого
и безногого мастера. Через год Г.Н. Журавлев отбыл на родину с назначенной Царем
пожизненной пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору
было приказано выдать иконописцу «иноходца с зимним и летним выездом», на котором
впоследствии земляки возили калеку-художника на рыбалку.
Авторитет утевского иконописца настолько возрос, что к нему начали обращаться с заказами
даже из Самары. Так, в изданной в Самаре в 1894 году книге «Во имя Христа Спасителя»,
рассказывающей об истории строительства самого крупного в Поволжье Самарского
кафедрального собора, написано: «Иконы в иконостасе написаны на цинке в мастерской
Сидорского, в Петербурге, а одна, именно икона Св. Алексия Митрополита Московского,
написана по поручению в то время бывшего самарского губернатора А. Свербеева (ныне сенатор) крестьянином села Утевки, Бузулукского уезда, Григорием Журавлевым, лишенным от
рождения рук и ног, пишущим иконы держа кисть в зубах».
Жизнь Григория Николаевича Журавлева оборвала скоротечная чахотка в 1916 году.
По благословению епископа Самарского Михаила, Г.Н. Журавлев был похоронен возле
расписанной им утевской Троицкой церкви.
«Нет пророка в своем отечестве» — сколько уж раз убеждались все мы в истинности этих
евангельских слов!
Как-то не повелось на Руси беречь и ценить таланты. Может быть, оттого, что уж очень
щедра на них наша земля? Вот и имя замечательного иконописца Г.Н. Журавлева долгие
годы было под спудом. Мало что знали о нем даже в его родной Утевке.
Нет до сих пор на его чудом сохранившемся доме мемориальной таблички даже, не то что музея...
И только в последние годы, когда верующие возродили закрытую в 1934 году Троицкую
церковь, вспомнили в селе и об утевском подвижнике.
Недавно был водружен крест на его могиле. В церковь несут отовсюду сельчане старинные
образа, многие из которых писаны кистью этого замечательного мастера.
В церкви уже сейчас собрана довольно большая коллекция его работ. В храме проведена
реставрация, заново побелены и расписаны стены. Но в тех местах, где это было возможно,
бережно сохранены фрески Г.Н. Журавлева.
В Самарском краеведческом музее хранятся фотографии в полный рост Г.Н. Журавлева
вместе с его братом Афанасием, а также две богородичные иконы, одна из которых,
«Млекопитательница», имеет несомненную художественную ценность.
На обороте ее написано, что сработана она Г.Н. Журавлевым зубами в 1910 году.
Одна из икон утевского мастера уже много лет висит наряду с известными всему миру
иконами в Церковно-Архелогическом Кабинете Московской Духовной Академии, что в
Троице-Сергиевой лавре. А в Самарской Петропавловской церкви на иконостасе во всем
своем великолепии предстала перед потомками икона св. благоверного князя Александра
Невского, писанная замечательной кистью Григория Николаевича Журавлева.
<\/u><\/a>,
<\/u><\/a>,
<\/u><\/a>
Во время строительства в Утёвке в 90-е годы XIX века нового храма Святой Троицы он лично расписал свод храма, а также создал для храма иконы.
<\/u><\/a>
Взято из http://blog.kp.ru/users/mstataka/post130502161/<\/u><\/a>